СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Рожденный на воронежских верфях

30 октября 2019 года

Представители совета ветеранов, действующего при Союзе строителей Воронежской области, побывали с экскурсией на корабле «Гото Предестинация» и в музее «Петровские корабли» в Воронеже. Цель – познакомиться более подробно с историей военно-морского флота и отдать дань уважения знаковым событиям, происходившим на воронежской земле в XVIII веке.

Экскурсия на корабль «Гото Предестинация» оказалась необыкновенно насыщенной. Рассказ экскурсовода помог нам соприкоснуться  с жизнью нашего города  300-летней давности, который стал свидетелем преобразований военной мощи российского государства. «За 15 лет на воронежских верфях было построено более 200 кораблей: от малых галер  длиной 10-15 метров до больших линейных судов, - сообщил гид.- Одним из них и является действующая копия первого русского линкора с латино-германским названием «Гото Предестинация», что в русском переводе означает:  «Божье предвидение». Вся его верхняя, деревянная часть была привезена в Воронеж из Петрозаводска, а нижняя — металлическая  строилась на Павловском судоремонтном заводе. Она представляет собой 150-тонный трюм, сваренный из стали, который доставлялся в Воронеж  по Дону.
Так, с чем же было связано решение Петра I построить в Воронеже русский флот? Ответ на этот вопрос мы находим в исторических летописях. От своего отца - царя Алексея Петр I получил  государство без выхода  в моря. Балтийское море находилось во владении шведов, южные моря – в распоряжении турков. Летом 1695 года, пройдя по Дону мимо Воронежа, царь попытался взять крепость Азов, которая находилась при впадении этой реки в Азовское море. Однако планы не удались, поскольку крепость со стороны моря  поддерживал турецкий флот. Царь вынужденно снимает войска и отправляется в Москву. А на следующий год принимает решение построить  в Воронеже корабли за первые два весенних месяца с тем, чтобы к началу лета подойти к Азову.  На небольшом острове реки Воронеж царь строит  20 галер. Одновременно с сухопутной армией они приближаются к крепости со стороны моря, окружают, и она сдается без боя. Теперь корабли получают свободный выход в Азовское море. Но царь понимает: для того, чтобы у российского государства был надежный флот, надо строить большие корабли. Для этого по распоряжению Петра I в Рамони,  Таврово, Павловске, на Битюге, Хопре, Икорце открываются верфи, и  начинается кораблестроение. К слову сказать, все флаги освящались в первом каменном храме Воронежа, больше известном как Адмиралтейская церковь (храм Успенья Пресвятой Богородицы), сохранившейся до наших дней.

И вот мы в залах музея-корабля. За большим столом «сидит» сам царь Петр I  c чертежами — именно он является автором проекта, по которому был  построен  корабль «Гото Предестинация». Это первое русское линейное судно, появившееся на свет без участия иностранцев. Корабль нес на себе 58 орудий различных калибров, имел шесть якорей разного веса, три мачты. Длина судна 38 м, ширина 9,5 м, осадка 2,5 м, полная высота от киля до вершины центральной, самой высокой грот- мачты 39,5 м. Кстати сказать, параметры сегодняшней копии корабля  совпадают с оригиналом.
Любопытно то, что находящиеся на корабле пушки стреляли поочередно, их прицельная дальность составляла 300 метров. В качестве снаряда использовалось обычное чугунное ядро. Применялись также каленые ядра, которые предварительно помещали в специальные жаровни. Такой снаряд  выполнял функцию зажигательного. Если он попадал в пороховой запас корабля противника, то приводил его к подрыву. Использовали и картечь, которая хранилась на корабле в металлических ведрах.
Экскурсовод называют необычную цифру: экипаж корабля состоял из 253 человек. Казалось бы, где размещались матросы и офицеры? Объяснение совершенно неожиданное: на судне строго соблюдался вахтенный порядок, состоящий из шести смен. Спали матросы по четыре часа в сутки. Пока одни отдыхали, другие несли службу и выполняли необходимую работу. Где спали? В гамаках, которые крепились  с помощью крюков: 100 штук по одну и 100 штук по другую сторону трюма..Кроме того, члены экипажа могли спать на бочках, скамейках и т. д. Разумеется, это в то время, когда не было сражений. Быт экипажа, особенно простых матросов был суров. В походы брали  с собой малопортящиеся продукты: зерно, крупы, отдельные виды овощей. Могли также погрузить на корабль клетки с птицами и кроликами, а также свиней, коз и овец. Постепенно команда переходила на сухой паек,  состоящий из галет и солонины. На столе в трюме мы увидели оловянную посуду, из которой питались члены экипажа, а над столом – иконостас. Вместо сегодняшних фонарей для освещения использовались свечи – их ставили в кадки с песком. Здесь же находилась корабельная печь, которую топили дровами.
Потолки во всех помещениях были ниже, чем на сегодняшнем корабле,  и люди ходили, полусогнувшись. По большому счету, о жизни экипажа, и уж тем более о его комфорте, мало кто заботился. Зато здесь все было приспособлено для того, чтобы судно максимально и эффективно выполняло свои боевые задачи.
К сожалению, служить Отчизне этому уникальному кораблю пришлось недолго. 11 месяцев он был российским, и в 1711 году защищал Таганрог. Поскольку  в залив время от времени наведывались турки, Петр I повелел там держать корабль на боевом посту.
 Но в 1712 году по приказу царя с него были сняты пушки и команда, а сам он  продан турецкому султану. На такой шаг пришлось пойти в связи с тем, что согласно  невыгодному для России Прутскому мирному договору с Турцией предстояло уничтожить Азовский флот и вернуть  крепость Азов. Флот, действительно, уничтожается,  но четыре корабля,  в том числе и «Гото Предестинацию», царское правительство пыталось спасти. Оно намеревалось путем переговоров с Турцией провести их через пролив Босфор и Дарданеллы с дальнейшей переправкой  через Средиземное море на Балтику. Однако турецкий султан наотрез отказал в этой просьбе. Сделка от продажи корабля для российского правительства  (80 тысяч золотых) оказалась  выгодной. Он еще шесть лет  плавал в Эгейском море, а когда обветшал, его списали на берег и разобрали на дрова. Вот такой грустной была  судьба линкора, который, по словам очевидцев, представлял собой шедевр кораблестроения и декоративно-прикладного искусства.
После посещения «Гото Предестинации» экскурсанты отправились в музей «Петровские корабли»,  о об этом мы расскажем в следующем материале - «Здесь рождаются чувства любви к Родине...».


 

Ольга КОСЫХ

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.