СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Константин Кузнецов: «В этом году планируем переход к цифровой исполнительной документации для объектов, возводимых в рамках ОАИП»

25 апреля 2024 года

Принявший участие в общем собрании Союза строителей заместитель председателя Правительства Воронежской области Константин Кузнецов, рассказал о развитии строительного комплекса региона и планах на ближайшие периоды.

Ситуация в строительном комплексе

Строительная сфера региона включает в себя более 2 400 организаций с количеством занятых более 37 тысяч человек. Правительство Воронежской области ведет системную работу по поддержке отрасли с целью неснижения темпов строительства. Среди основных мер: содействие сокращению инвестиционно-строительного цикла, обеспечение рационального расходования бюджетов всех уровней за счет оптимизации планирования мероприятий ОАИП и других программ развития, внедрение института комплексного развития территорий (КРТ) и создание комфортной городской среды, в том числе путем повышения качества проектных решений и их реализации.

– Данные принципы отражены в утвержденной в 2023 году стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Воронежской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. В совокупности весь комплекс мероприятий стратегии направлен на повышение комфортности и доступности жилья, улучшение качества возводимых объектов и городской среды, цифровизацию и технологическое совершенствование, господдержку отраслей строительства и ЖКХ, снижение административных барьеров и рост инвестиций, – рассказал Константин Кузнецов.

Он добавил, что по вводу жилья Воронежская область на протяжении последних 11 лет занимает третье место среди субъектов Центрального федерального округа, уступая лишь Москве и Московской области. В последние годы на территории области объемы ввода жилья были рекордными. Общая площадь жилых помещений на одного жителя области в 2023 году составит порядка 34,4 квадратных метра. По указанному показателю Воронежская область в 2022 году заняла 10 место в Российской Федерации и 6 место в Центральном федеральном округе.

В январе-марте 2024 года введено в эксплуатацию 354,5 тыс. кв. м жилья, что составляет 100,4%. На 2024–2026 годы для Воронежской области установлен показатель по ежегодному вводу жилья – 2 274 тысяч кв. метров.

– По данным экспертов рынка, на сегодняшний день востребованность жилья и, главное, покупательская способность жителей не столь высоки, чтобы и далее выводить на рынок такие объемы. В этой связи мы выступили с предложением о корректировке показателя до 1 860 тыс. кв. метров. Все необходимые материалы уже направлены в Секретариат комиссии Государственного Совета РФ, – отметил Константин Кузнецов.

Механизмы финансирования объектов

В регионе реализуется инфраструктурное меню с набором инструментов, позволяющих направить преимущественно возвратные средства на воплощение в жизнь экономических эффективных и социально-значимых проектов. Их использование предполагает привлечение внебюджетных инвестиций дополнительно к выделяемым бюджетным средствам.

Применяются следующие инструменты:

Инфраструктурные бюджетные кредиты (ИБК)

Общий объем средств ИБК на период реализации 2022–2025 гг. составит 11,3 млрд рублей. Кредит выдается на срок 15 лет по ставке 3%.

Планируется строительство 19 объектов инфраструктуры в рамках 8 инфраструктурных проектов, направленных на развитие жилищного, промышленного и социального строительства.

Общая площадь жилой застройки по инвестиционным проектам составит 3,8 млн кв. м жилья. Кроме того, планируется создание 1 876 новых рабочих мест.

В 2023 году введены в эксплуатацию два объекта: таможенный терминал, электроснабжение инвестиционной площадки для размещения субъектов МСП.

Утвержденный объем средств ИБК на 2024 год – 3,4 млрд рублей, с учетом экономии 2023 года в размере 92,4 млн рублей, объем средств ИБК на 2024 год составит 3,5 млрд рублей.

В первом полугодии 2024 года планируется ввести в эксплуатацию четыре объекта, срок ввода которых был перенесен с 2023 года: автодороги от ул. Шишкова до ул. Тимирязева и от ул. Загоровского в направлении автодороги по ул. Ломоносова в Воронеже, два объекта инженерной инфраструктуры в индустриальном парке «Масловский».

Инфраструктурные облигации

Данный инструмент позволяет инвесторам привлекать долгосрочное внебюджетное финансирование на строительство инфраструктуры по льготной ставке (3–4% годовых) на срок до 20 лет.

В 2022 году для Воронежской области одобрено два проекта на общую сумму инфраструктурного займа 1,9 млрд рублей (ООО «Монтажник» и ООО СЗ «ВЫБОР-ЗАПАД»). Реализация предусмотренных мероприятий в 2023 году осуществлялась в установленные сроки.

Специальные казначейские кредиты (СКК)

Воронежской областью также реализуется два инфраструктурных проекта с привлечением средств СКК: жилая и общественная застройка территории Коминтерновского района города Воронежа и развитие жилищного строительства в правобережной части города Воронежа.

Утвержденный объем средств СКК на 2024 год составит 567,3 млн рублей, общая площадь жилой застройки по инвестиционным проектам – 261,9 тыс. кв. метров жилья.


Цифровизация отрасли

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина и Минстроя России Правительством Воронежской области ведется планомерная работа по формированию цифровой вертикали строительной отрасли: развернута система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), внедряется система контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД).

Ключевым звеном цифровой вертикали является Информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП).

С 1 января 2024 года ведение исполнительной документации при строительстве и реконструкции объектов, финансируемых с привлечением средств областного бюджета, осуществляется в формате электронных документов.

В текущем году планируется: полный переход на ведение исполнительной документации в электронном виде объектов, строящихся в рамках ОАИП и интеграция ИСУП с системой обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД), системой контрольно-надзорной деятельности (ТОР КНД).

Ожидаемый эффект от цифровизации строительной отрасли: сокращение сроков строительства ОКС, снижение издержек, повышение финансовой эффективности (сокращение времени от физического выполнения работ до получения финансовых средств).

Комплексное развитие территорий

Продолжается работа по реализации механизма КРТ на новой организационной основе. АО «Агентство жилищного ипотечного кредитования Воронежской области» уполномочено на осуществление деятельности по обеспечению реализации решений о КРТ. Уже заключено два договора о КРТ.

– Проекты КРТ теперь предварительно рассматриваются архитектурной комиссией, а также на заседаниях регионального градостроительного совета с тем, чтобы все дискуссионные вопросы были сняты до официального принятия решения о КРТ: это ускорит прохождение этапа разработки и утверждения документации по планировке территории. Кроме того, обсуждается вопрос о внесении в указ губернатора изменений, касающихся регламентации конкурсных процедур по определению разработчика мероприятий подготовительного этапа мастер-плана КРТ, – рассказал Константин Кузнецов.

Он добавил, что проведено уже 28 заседаний архкомиссии, где помимо КРТ рассматривались важные для Воронежа и области проекты объектов инфраструктуры спорта, образования, здравоохранения, жилых комплексов, культуры (цирка, Театра оперы и балета, ТЮЗа, кукольного театра) и т. д.

– Считаю, что данная консультационная платформа оправдала наши ожидания и стала полезной застройщикам, проектировщикам и администрациям, – подчеркнул Константин Юрьевич.

Областная адресная инвестиционная программа (ОАИП)

На реализацию ОАИП в 2024 году министерству строительства Воронежской области предусмотрено 20,3 млрд рублей.

До конца года планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию 52 объекта, в том числе 11 – в рамках национальных проектов.

Это 10 объектов физкультуры и спорта, 7 объектов здравоохранения, 2 объекта социального обслуживания, 5 объектов культуры, 17 объектов газоснабжения, 3 объекта ЖКХ и 7 объектов образования, в том числе школа на 1575 мест по ул. Шишкова – ул. Загоровского в г. Воронеже, комплекс школа – детский сад в с. Чертовицы Рамонского района и др. На реализацию ОАИП в 2025 году министерству строительства области предусмотрено всего 11,5 млрд рублей, почти в два раза меньше, чем в 2024.

Большая часть объектов планируется в муниципальных районах. В Воронеже намечено строительство сразу нескольких объектов: школа на 2000 мест по ул. Острогожской, поликлиника по ул. Сельской, ФОК на территории МБОУ СОШ №74 по ул. Перевёрткина, 34, Центральный стадион профсоюзов.

Также планируется ввод в эксплуатацию 15 объектов, в том числе в Воронеже: городской поликлиники №22, детского сада на 600 мест по Московскому проспекту, школ по ул. 9 Января, 46 и по ул. Покровской, 18/5 (ЖК «Каштановый»), ФОКа на территории школы №4 по бульвару Пионеров, 14 и спортивного комплекса с плавательным бассейном в Шилово.

– Задача, которую перед нами ставит губернатор: финансирование в развитие территории региона должно быть обоснованным и нацеленным на комплексное решение проблем (жилищных, инфраструктурных, производственных), а затраты на создание объектов капстроительства минимальными, но экономически эффективными. В этой связи ведется деятельность по нескольким направлениям, объединенным одной целью – обеспечить системный и комплексный подход к пространственному развитию, строительству и реконструкции объектов капстроительства, – отметил Константин Юрьевич.

Так, большая межведомственная работа направлена на обеспечение использования для создания объектов социальной сферы проектов повторного применения, а также на корректировку нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы формирования ОАИП с учетом применения именно таких проектов.


Нормы градостроительного проектирования

Для решения задачи по исключению избыточных требований, приводящих к увеличению стоимости строительства инфраструктуры, актуализированы региональные нормативы градостроительного проектирования. Документом предусмотрено сокращение норм расчета парковочных мест в новостройках, а также требований к элементам благоустройства придомовой территории объектов жилищного строительства. Помимо этого, в Минстрой России направлены предложения по установлению минимально допустимой нормы расчета площади земельного участка под размещение школ, а также емкостных характеристик таких объектов с учетом возможности обучения в две смены.

– Отмечу, что данная редакция РНГП – не окончательная, буквально на следующей неделе министерством архитектуры на портале Правительства будет размещен приказ о поправках, внесенных с учетом предложений, поступивших в том числе от вас, коллеги. В частности, за МНГП закрепляется право установления показателя доступности объектов образования, откорректированы отдельные положения по парковкам. В Союз строителей проект РНГП также будет передан для рассмотрения и внесения при необходимости оперативных предложений, – отметил Константин Кузнецов.

Он добавил, что касается предложений об исключении из РНГП объектов местного значения, то этот вопрос пока – на стадии обсуждения, поскольку многие муниципальные образования региона при подготовке градостроительной документации опираются именно на РНГП за неимением актуализированных местных нормативов. Необходима определенная работа с органами местного самоуправления, в том числе методического характера.

В рамках корректировки положений регионального законодательства принято решение о внесении изменений в Закон Воронежской области «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» №61-ОЗ. Цель – упрощение внесения изменений в документы территориального планирования муниципальных образований.

Предлагается закрепить возможность указания в генплане сведений о потребности в объектах местного значения без указания их основных характеристик и местоположения, что обусловлено отсутствием в условиях стесненной городской застройки возможности определения точного местоположения соцобъектов.

Также в 61-ОЗ, с учетом практики субъектов РФ, будут определены случаи, при которых внесение в генплан изменений может осуществляться применительно к части населенного пункта.

Принятие таких положений значительно упростит процедуры подготовки, согласования и утверждения проектов генеральных планов, а также оптимизирует расходы бюджетов на их разработку.


На вопросы строителей есть ответы

Ответил К.Ю. Кузнецов и на вопросы председателя Союза строителей, поднятые им на собрании.

Вопрос №1 – разработка в нашей области региональной платформы ГИСОГД.

– Да, тема более чем актуальна, и сомнений на этот счет уже ни у кого не осталось. Но ее создание тесно связано с национальной системой пространственных данных РФ. И создав собственные платформы, но не увязав их с федеральными, мы проделаем лишнюю работу, неоправданно затратив на это средства, – обозначил ситуацию зампред правительства. – Поэтому алгоритм следующий: укрепляем связь с федеральной платформой и делаем у себя ее зеркальное отражение, чтобы создать удобство пользования ею всеми участниками строительного процесса.

Вопрос №2 – заход в Воронежскую область застройщиков из других регионов.

Позиция губернатора такова – нет ничего предосудительного в том, что к нам в регион зайдут участники рынка с сильным потенциалом. Как уже говорилось, на сегодняшний день в Воронеже практически не осталось участков под застройку, на которых не надо производить снос. И не все наши застройщики сейчас готовы к их освоению. Поэтому считаю, что диалог с такими инвесторами вести нужно, а участков со сносом (если воронежские застройщики примут решение на них зайти) хватит на десятки лет вперед.

Чем больше у нас будет сильных участников процесса, чем больше появится современных трендовых решений по строительству жилья и социальных объектов, по благоустройству внутридворовых и общественных пространств, тем лучше.

Вопрос №3 – стоимость госконтрактов.

Тема актуальная и, по словам К.ЮКузнецова, также прорабатывается государственными структурами.

Минстрой Воронежской области при поддержке Центра госэкспертизы по Воронежской области подготовит методические рекомендации для муниципальных и региональных заказчиков по составлению технического задания на проектирование.

Второй вид методических рекомендаций мы подготовим непосредственно для проектных организаций.

В завершение своего выступления заместитель председателя Правительства Воронежской области поблагодарил всех за большую работу, выполненную в 2023 году и осуществляемую сегодня, за огромную помощь военным в зоне СВО и за участие в восстановлении новых российских территорий.

 

Записала Зоя КОШИК



 

 

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.