СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

ЦОПП готов помочь в подготовке кадров

08 февраля 2024 года

Союз строителей продолжает работу, направленную на решение кадровой проблемы отрасли. Накануне председатель объединения работодателей В.И. Астанин побывал в государственном автономном учреждении дополнительного профессионального образования Воронежской области «Центр опережающей профессиональной подготовки» (ЦОПП), встретился с его руководством и обсудил варианты взаимодействия этой структуры с работодателями строительного комплекса.

Следует сказать, что встречающая сторона со всей ответственностью подготовилась к диалогу. Руководители проектов и начальники отделов представили Владимиру Ивановичу направления деятельности Центра, а также региональные и федеральные проекты, оператором которых в Воронежской области выступает ЦОПП: ФП «Профессионалитет», ФП «Билет в будущее», чемпионат профессионального мастерства «Профессионалы» и чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс», всероссийский конкурс среди педагогических работников системы СПО «Мастер года» и региональный проект «Колледж 36».

Напомним, что на заседаниях совета Союза уже неоднократно обсуждалась стратегия взаимодействия строительного комплекса с учреждениями высшего и среднего профессионального образования. И состоявшаяся беседа В.И. Астанина с представителями Центра опережающей профподготовки лишь придала конкретики уже намеченным планам.

«АБИЛИМПИКС»  ДВИЖЕНИЕ СО ВСЕРОССИЙСКИМ РАЗМАХОМ

Прежде всего обсудили чемпионатное движение «Абилимпикс». Основная цель его конкурсов – обеспечение эффективной профориентации и мотивации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к получению профессионального образования и содействие их трудоустройству.

Включившись в работу по подготовке и проведению регионального чемпионата, работодатели в качестве партнеров могли бы участвовать в ярмарке вакансий, «Фестивале профессий» для школьников 6–11 классов и других мероприятиях. Параллельно организация или предприятие получает возможность выкладывать информацию о себе на сайт ЦОПП, в группу ЦОПП ВКонтакте, на сайт министерства образования Воронежской области и другие информресурсы системы профобразования.

Информация о партнерах чемпионата размещается и на раздаточном материале о движении «Абилимпикс», на растяжках, стендах в зоне проведения соревнований, способствуя повышению уровня узнаваемости и привлекательности предприятия в глазах его потенциальных сотрудников.

Предусмотрены также межчемпионатные мероприятия с целью профориентации. Это – экскурсии на предприятия, мастер-классы, ярмарки вакансий, встречи с мастерами своего дела в ряде рабочих профессий.

И, наконец, конечная цель «Абилимпикса» – оказание помощи в трудоустройстве. Здесь содействие работодателей может иметь форму проведения стажировок для участников чемпионата, прием его победителей на работу в трудовые коллективы, наставничество в течение первого года после трудоустройства.

По такому же принципу и по такой же схеме предлагается участвовать во всероссийском чемпионатном движении по профмастерству «Профессионалы». Здесь практически то же самое, только речь не идет об участниках с ограниченными возможностями здоровья.

Чемпионат проводится по компетенциям, востребованным на рынке труда и сопоставимым с трудовыми функциями и видами трудовой деятельности, направлениями подготовки СПО, а также по перспективным компетенциям (конкурсным направлениям).


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»

Еще одна ступень, поднявшись на которую, можно наладить эффективную работу по подготовке кадров для своего предприятия.

Данный федеральный проект подразумевает, в первую очередь, создание и функционирование образовательно-производственных центров (кластеров) и образовательных кластеров СПО. Они представляют собой интеграцию колледжей (техникумов) и организаций реального сектора экономики, в данном случае – строительного комплекса. К слову сказать, в настоящий момент в стадии реализации находится и региональный стратегический проект «Колледж 36». Его цели и задачи те же, что и у «Профессионалитета», но решаются они в рамках региона, соответственно, и финансирование из средств федерального бюджета на порядок ниже.

Как работает эта схема?

В кластере выделяется базовое учебное учреждение – колледж (техникум), который модернизируется под ключ. При непосредственном участии работодателя в нем формируется новая управленческая структура, обновляется содержание образовательных программ, которые переориентируются на потребности отраслевого рынка труда и конкретные предприятия. Параллельно, путем модернизации материально-технического оснащения колледжа, создаются учебно-производственные комплексы. Все эти мероприятия проводятся за счет средств федерального и регионального уровней, а также компаний-работодателей.

При этом в состав кластера могут входить техникумы или колледжи, имеющие мастерские по профилю кластера, и работодатели, выбравшие соответствующий уровень участия.

Здесь предприятиям предоставляются широкие возможности подготовки кадров для собственных нужд посредством:

• участия в разработке образовательных программ,

• проведения практической подготовки обучающихся на собственных производственных или строительных площадках,

• организации стажировок педагогических работников на базе своих компаний,

• содействия обучению граждан по программам дополнительного профессионального образования в соответствии с собственными потребностями в кадрах.


МАСТЕРА, И ОНИ ЖЕ  ПРЕПОДАВАТЕЛИ

«Участие в разработке программ», «содействие обучению граждан» и т. д. – все это термины, предполагающие знание основ обучающей деятельности. Разумеется, в строительных организациях или на заводах найти таких сотрудников, скажем прямо – непросто. Для этого работодателям предлагается направлять своих работников на обучение по программам дополнительного профобразования, в том числе чтобы получить актуальные педагогические навыки, цифровые навыки или навыки конструирования образовательных программ под запросы работодателя.

Кроме того, рассматривается включение работников строительных организаций и промпредприятий, владеющих вышеперечисленными навыками (педагогика, цифровизация и т. д.), в образовательный процесс в качестве преподавателей и мастеров производственного обучения по совместительству. Собственно, то, что не раз обсуждалось на площадке Союза строителей (упоминая при этом еще и условие доплаты таким сотрудникам). Также в ЦОПП считают, что было бы полезно включать их в коллегиальные органы управления образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования.


«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»  ПРОЕКТ, К КОТОРОМУ НАДО ПРИСМОТРЕТЬСЯ

Речь идет о федеральном проекте ранней профессиональной ориентации учащихся 6–11 классов. Он проводится для педагогов и школьников (в том числе – с ограничениями в здоровье с доступными уровнями восприятия и обучения). Основная цель проекта – формирование готовности ребят к профессиональному самоопределению.

Здесь предприятия рассматриваются в качестве партнеров проекта, которые участвуют в организации и проведении профессиональных проб. Как раз то, о чем не раз говорилось на заседаниях совета Союза. В Центре эти методики уже отработаны на других отраслях экономики. Работодатели создают зоны по видам работ и предоставляют расходные материалы для проведения практических занятий.

В направлении «Профориентация» они могут содействовать проведению диагностик, профориентационных уроков, мастер-классов, экскурсий, профессиональных проб, в результате которых школьники могли бы знакомиться с 1-3 профессиями.

Что это дает работодателю?

Во-первых, привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам и повышение интереса к организации.

Во-вторых, обучение наставников из числа работников компаний. Как оказалось, в рамках проекта представитель работодателя, ответственный за направление профориентации, может пройти обучение по реализации профориентационной работы с получением соответствующего удостоверения о повышении квалификации.

В-третьих, повышение узнаваемости и привлекательности профессии для школьника, педагога и родителей.

В-четвертых, появляется опыт разработки программ современного формата профориентации, повышается уровень продуктивной работы с учебными заведениями (школами и колледжами) в направлении профориентации.

Вот такая программа совместных действий ЦОПП и Союза строителей обсуждалась во время встречи В.И. Астанина и специалистов Центра. Учитывая взаимную заинтересованность сторон в успешном сотрудничестве, можно надеяться, что первые результаты появятся уже в обозримом будущем.

«Дорогу осилит идущий! – резюмировал встречу Владимир Иванович. – Важно двигаться вперед и использовать весь потенциал и возможности строительной отрасли и системы СПО региона в соответствии с экономическими потребностями Воронежской области».

Подготовила Зоя КОШИК 

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.