СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Кадры отрасли: начата реализация решений совета Союза

29 ноября 2023 года

21 ноября в Союзе строителей прошло очередное совещание по вопросу взаимодействия учреждений среднего специального образования с работодателями строительного комплекса региона. Приняты в разработку решения совета некоммерческого партнерства, заседание которого состоялось 25 октября.

Напомним, от члена совета А.И. Соболева поступило предложение о разработке стандарта взаимодействия сторон. И в настоящее время министерство образования региона совместно с руководителями образовательных учреждений ведет его выработку. За основу взят существующий опыт взаимодействия (на примере сотрудничества Воронежского техникума строительных технологий и АО «СЗ «ДСК»), требования участников строительного рынка и возможности учебных заведений.

Каждая из сторон должна максимально взвесить имеющийся потенциал и взять на себя обязательства по выполнению формирующихся договоренностей.

В совещании приняли участие председатель Союза строителей В.И. Астанин, исполнительный директор некоммерческого партнерства Т.Б. Нелюбова, начальник отдела профобразования министерства образования Воронежской области П.М. Веремьянин, директор ВГППК С.П. Демченко, директор ВТСТ П.А. Чепрасов, заместитель директора ВТСТ А.А. Маслов и директор ВКСПТ В.С. Бабаев. Разговор шел о том, какие действия должна произвести каждая из сторон, чтобы намеченный процесс был понятен, реален к осуществлению и дал бы ожидаемый результат.

Прежде всего, исполнительный директор Союза Т.Б. Нелюбова озвучила сформированную заявку от 19 организаций строительного комплекса по потребности в представителях рабочих профессий. В список вошло около 50 наиболее востребованных специальностей. Причем назывались не только маляры и каменщики, плиточники и бетонщики. Отделы кадров предприятий ищут токарей и фрезеровщиков, операторов конвейерных линий и формовщиков ЖБ-линий, слесарей-ремонтников, монтажников окон ПВХ, машинистов экскаваторов и кранов, водителей длинномеров, машинистов асфальтоукладчиков, слесарей по ремонту строительных машин и так далее. Потребность расписана на три года вперед – с 2024 по 2026 включительно. Осталось сделать так, чтобы намеченный механизм начал работать.

А начинать надо со школы…

По твердому убеждению руководителей учебных заведений, в основе взаимодействия должна быть обязательная вовлеченность работодателя в процесс обучения и воспитания будущих сотрудников. Причем начинать надо задолго до поступления ребят в колледжи и техникумы, принимая участие в профориентации школьников среднего звена – организовывать экскурсии на предприятия и строительные объекты, проводить встречи с родителями, знакомить с корпоративной культурой своего предприятия и т. п.

Следующий этап – содействие в подготовке учащихся колледжей и техникумов. Здесь надо начинать с оказания помощи учебным мастерским расходными материалами и оборудованием для практических занятий. Затем делегировать в образовательное учреждение одного или несколько опытных мастеров из своего коллектива, способных обучать молодежь практическим навыкам в профессии.

Институт наставничества на предприятии – серьезная тема, которую также обсуждали на совещании. Отмечалось, что наставники, которым предстоит заниматься с молодежью, должны пройти педагогическую подготовку. Сначала они будут участвовать в ведении учебной практики в техникуме или в колледже, а затем сопровождать студентов во время производственной практики на стройплощадке или в заводском цеху. И поскольку данная работа предполагает совместительство, то зарплата наставнику должна начисляться и на предприятии, и в образовательном заведении.

Также важно, чтобы работодатель уже в самом начале обозначил свои требования к будущему работнику. И речь идет не только о наличии профессиональных навыков или физической подготовки (это само собой разумеется), но и о возрасте выпускника образовательного учреждения. Если он не достиг совершеннолетия (проходил программу обучения 1 год 10 месяцев), то закон не позволит задействовать такого сотрудника на полный рабочий день. А значит, оформлять его нужно с учетом положений Трудового кодекса РФ. Пойдет ли на это руководитель предприятия?

C 2018 года в школах Белгородской области ведется программа профессиональной подготовки, по условиям которой каждый школьник за время учебы получает определенную профессию.

В Воронежской области опыт Белгорода занесен в дорожную карту год назад. Сегодня средние специальные учебные заведения взаимодействуют со школами посредством заключения договоров, согласно которым преподаватели и мастера средних специальных учебных заведений проводят обучение школьников основным навыкам по той или иной профессии.


Готовы перестроиться. Было бы ради чего

«Для работодателей все эти моменты – своего рода тест на готовность сотрудничать в таком масштабе, – сказал нашему корреспонденту председатель Союза строителей В.И. Астанин. – Не менее ответственных шагов потребует данная схема и от учебных заведений. Им предстоит серьезно перестраивать свою работу, неся при этом определенные риски – ведь в каждом коллективе сформирована педагогическая нагрузка на действующих преподавателей, и если появляется дополнительная специальность, а значит, нагрузка перераспределится. Ломка устоявшихся правил встречает зачастую сопротивление, но образовательные учреждения готовы пойти на это, если работодатель подтвердит свою заявку реальными действиями всерьез и надолго».

На самом деле это только кажется, что львиная доля нагрузки в данном процессе ложится только на работодателя. Отнюдь. При положительном решении вопроса образовательные учреждения также будут расширять спектр работы: разрабатывать индивидуальные учебные планы, программы учебных практик, профессиональных модулей и так далее. Поэтому, чтобы столь внушительный объем работы выполнялся не впустую, кадровый запрос от работодателей должен быть достаточно стабильным – не в виде разовой акции, а из года в год.

«Важно также иметь в виду, что, достигнув 18 лет, парни подлежат призыву в ряды Вооруженных сил, – прокомментировала особенности вопроса исполнительный директор Союза строителей Т.Б. Нелюбова. – Важно после этого не потерять их из виду. А значит, предварительно предусмотреть такие мероприятия, чтобы паренек, вернувшись из армии, пришел работать на то предприятие, для которого его и готовили».

О чем договорились

По итогам совещания условились, что областное министерство образования подготовит организационную модель взаимодействия работодателя и учреждений СПО, разработает общее положение об их совместных действиях, типовые договоры и соглашения сторон. Кроме того, специалисты министерства проанализируют сводную таблицу по рабочим профессиям, подготовленную Союзом, и с учетом потенциала учебных заведений подготовят информацию о том, кто, кого и в каком количестве сможет подготовить на период 2024–2026 гг.

Итоги будут доведены Союзом строителей до своих членов для анализа и принятия конкретных решений по сотрудничеству с колледжами и техникумами региона. Исчерпывающая контактная информация по каждому из образовательных учреждений Союзом собрана и разослана руководителям предприятий и организаций. У каждого из них сегодня есть возможность связаться с руководством техникумов и колледжей, чтобы пообщаться лично.

«Работодатель должен принимать активное участие в подготовке кадров для своей организации, – подчеркнул В.И. Астанин. – Поэтому мы призываем руководителей компаний включаться в столь важную работу, учитывая, что заявка – это лишь начало пути. Со своей стороны Союз готов присоединиться к процессу профориентации, планируя сделать этот процесс максимально широким и интересным для молодежи. В век компьютерных технологий очень важно подать информацию так, чтобы школьники смотрели и слушали ее с увлечением. Считаем, что необходимо сделать яркий видеоролик, который популяризирует рабочие профессии в строительном комплексе. Его мы разошлем по десяткам школ Воронежской области для демонстрации на переменах либо в ходе классного часа. Нам есть что показать и рассказать молодому поколению так, чтобы впечатления остались надолго. Это и строительство масштабных объектов, и романтика стройотрядов, и ритм профессиональных конкурсов, и новые технологии (вплоть до искусственного интеллекта), работать по которым предстоит грядущему поколению. Профессия строителя должна быть подана с гордостью. И если из каждой школы хоть несколько человек примет решение влиться в наши ряды, это уже хорошее начало».

 

Записала Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.