СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

На повестке дня – подготовка кадров

24 ноября 2022 года

Важная информация появилась накануне в Союзе строителей Воронежской области. По мнению руководства ВГТУ, необходимо оптимизировать количество специальностей, по которым сегодня ведется подготовка студентов. Направления, не подтвердившие свою востребованность на рынке труда, должны быть исключены из образовательных программ, а все ценное, что в них содержалось, перейти в оставляемые профили.

В октябре ректор университета Д.К. Проскурин сообщил областному Союзу строителей о ряде готовящихся мероприятий, способствующих оптимизации образовательных программ бакалавриата (направление «Строительство»). Намеченные мероприятия состоятся в рамках реализации стратегии развития вуза до 2030 года. В письме Союзу строителей Дмитрий Константинович обратился к работодателям в лице строительного сообщества с просьбой провести анализ востребованности специалистов на региональном рынке труда и дать оценку запланированной оптимизации образовательных программ.

Учитывая важность данной темы, вопрос был вынесен на заседание совета Союза 16 ноября. Развернувшаяся полемика еще раз подтвердила своевременность намеченных изменений.

Выступивший перед коллегами ректор ВГТУ четко обозначил свою позицию – вуз, десятилетиями готовивший специалистов для строительной отрасли, должен пересмотреть образовательные программы по направлению «Строительство» таким образом, чтобы уровень подготовки его выпускников и их компетенции соответствовали запросам современного стройкомплекса.

«Если обратиться к истории, то можно вспомнить, что на строительном факультете всегда было ПГС, на дорожно-транспортном – АД, на факультете инженерных систем и сооружений – максимум 2-3 специальности. Но в последние годы открывались дополнительные профили, причем нередко без особого анализа рынка труда на предмет востребованности таких специалистов. И практика показала, что большинство из них были надуманные, а предлагаемые в новой образовательной программе компетенции изначально заложены в базовые специальности, - заметил Д.К. Проскурин. - Поэтому мы хотим обсудить вместе с вами свои планы и решить, что должно остаться в программах, а что следует из них исключить. При этом важно понимать, что ни один профиль не будет убран полностью – вся уникальная информация из них перенесется в остающиеся».

Говоря о взгляде в день завтрашний, ректор, вместе с тем, отметил готовность вуза к реагированию на требования времени.

«С учетом того, что у нас активно развивается дополнительное профобразование, те компетенции, которые в дальнейшем понадобятся на рынке труда (цифровизация, BIM-технологии и т.п.), вуз может давать дополнительно - вне рамок программ», - сообщил Дмитрий Константинович, подчеркнув еще раз, что большую роль в том, как будут выглядеть образовательные программы в ближайшей перспективе, играет мнение работодателей».

В обсуждение включились все члены совета. Вопрос кадров, затрагивающий каждого работодателя, обнажил самые острые углы этой темы, вне зависимости от того, брал слово представитель строительного блока, проектного направления или промышленности стройматериалов.

Заместитель генерального директора АО «Завод ЖБИ-2» И.А. Чекмарева обозначила проблему острой нехватки технологов. При том, что на производственную практику студенты приходят постоянно, работать на предприятие мало кто возвращается.

Председатель совета директоров ООО СЗ «ВМУ-2» В.М. Зеленский одобрил идею объединения в одной специальности многих схожих компетенций, подчеркивая, что было бы странным, например, разделять между разными сотрудниками знания по отоплению и по водоснабжению. В этом его поддержал генеральный директор ООО СЗ «Еврострой» М.Н. Гусев, напомнивший, что во многих организациях (особенно в небольших) за эти участки отвечает, как правило, один работник, ведущий, помимо этого, еще газо- и электроснабжение… А говоря о качестве подготовки будущих строителей и роли в этом производственной практики, Михаил Николаевич упомянул о наработанном опыте западных стран.

«На стройку надо брать ребят уже со 2-3 курса, - предложил он. – Пусть смотрят как вяжется арматура, заливается бетон, правильно складируются материалы. Пусть анализируют, запоминают, интересуются деталями у наставников. Приобщаться к работе в отрасли надо как можно раньше – тогда и учеба в вузе станет намного понятнее. За рубежом, к примеру, специалистов готовят в таком алгоритме: полгода - лекции, полгода – производство. И так – все время учебы в университете. Причем, если ты не отработал практику на предприятии, и тем более – не получил там положительную характеристику, делать в вузе дальше нечего. Сравните с практикой у нас. Зачем отправляется на нее студент? Чаще всего - лишь за отметкой о ее прохождении», - резюмировал он.

О том, что практическое приобщение к будущей профессии должно стартовать еще в начале учебного пути, говорили и П.В. Михин (ООО УК «Жилпроект»), и М.А. Карпович (ООО «Центр-Дорсервис»).

«…Сегодня в строительство пришли новые линейки сборных зданий, а нормативной документации не хватает. И мы, проектировщики, вынуждены самостоятельно вести исследовательскую деятельность, - заметил руководитель «Жилпроекта». – А кому это делать? Сказать, что грамотных проектировщиков не хватает – ничего не сказать. С каждым годом их все сложнее найти даже на удаленное сотрудничество. А от качества проекта, как известно, зависит уровень самого строительства. Планов у нас очень много, но размаху работ должно соответствовать и кадровое обеспечение. Посмотрите, в компании ПИК сегодня – 700 проектировщиков! И результат работы налицо – лидирующие строки во всероссийских рейтингах. Поэтому университету следует уделить самое пристальное внимание данной специальности. А кафедре проектирования зданий и сооружений, на мой взгляд, не только давать знания по специальности, но и постоянно держать молодежь в курсе изменений на строительном рынке».

Продолжая эту тему, М.А. Карпович подтвердил – готовя проектировщиков, уже с первого курса необходимо вести отбор тех, у кого есть склонности к математике и программированию, определяя продвинутых пользователей, хорошо знающих программы. Иначе задача по обучению молодых специалистов ляжет полностью на плечи работодателя. Оптимальнее всего делать это сообща – и вузу, и работодателям, не дожидаясь выпускных курсов.

Отвечая на высказывания коллег, Д.К. Проскурин задал встречный вопрос: как сделать так, чтобы студенты, придя на практику, не чувствовали себя там лишними?

«Я часто беседую с нашими ребятами, в том числе и о практике. И мне было важно понять, что гасит к ней их интерес? В большинстве случаев – равнодушие работодателя. «Пришел, посмотрел, все заняты своим делом, время истекло – ушел домой» - вот какие ответы приходится нередко слышать. А еще, в ходе одного из опросов на тему, как они видят свое будущее трудоустройство - за счет знаний или посредством связей - к сожалению, второй вариант выбрали почти все. Картина удручающая. Получается – наши выпускники не верят в то, что их примут на работу, оценив приобретенные знания и навыки! Поэтому я бы хотел с вашей помощью сломать этот устоявшийся стереотип», - сказал Д.К. Проскурин.

Позитивным опытом в отношении практики поделился председатель Союза В.И. Астанин, преподающий на кафедре градостроительства ВГТУ. Уже не первый год он содействует тому, чтобы крупные проектные институты брали студентов на практику и задействовали их в реальной работе.

«Лишь спустя два года нам удалось выйти на положительный результат, когда молодежь почувствовала - ее ждут в проектном институте и готовы поделиться опытом, а принимающая сторона увидела, что среди нынешних студентов вполне реально найти со временем сотрудников для своих компаний. Это тема, которой следует заниматься, а иначе - никак», - сказал он.

«Нужно открывать кафедру на производстве. Только так мы дадим возможность студентам окунуться в работу предприятия или организации», - предложил М.А. Карпович. – Сделать это несложно, учитывая, что особых затрат вуз не понесет, а работодатели, наоборот, смогут направить молодежь в нужное русло. И занятостью их обеспечим, и тему курсовой работы поможем найти. Было бы только желание. Согласитесь – участие в проектировании под руководством практика намного полезнее, чем создание эфемерного проекта, применение которого в жизни весьма сомнительно», - заметил он.

Принимая дельное предложение Мирона Абрамовича, ректор ВГТУ сообщил, что эта тема уже была предметом обсуждения в Союзе строителей.

«Мы анализировали этот вопрос с Владимиром Ивановичем, прикидывая, как осуществить присутствие студентов на предприятии или в организации не два раза в год, а два раза в неделю, - рассказал Д.К. Проскурин. – Но если на заводе или в проектном отделе это сделать несложно, то по строительным площадкам есть вопросы. Нужны конкретные предложения со стороны застройщиков, а мы всегда готовы их обсудить и принять», - подчеркнул ректор.

Одним словом, тема подготовки кадров оказалась весьма актуальной и вышла за рамки повестки дня. Условились взять ее в разработку и более детально обсудить на следующем заседании совета. Пока же работодатели единогласно поддержали реформу, начатую в вузе, возлагая надежды на ее конкретные результаты.

Зоя КОШИК

© 2007 - 2021 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.