Нужна комплексная программа развития строительной отрасли
На минувшей неделе состоялось расширенное заседание совета Союза строителей Воронежской области. Кроме членов совета в нем приняли участие заместитель председателя правительства Воронежской области К.Ю. Кузнецов, руководитель департамента строительной политики ВО А.М. Кулешов, руководитель регионального департамента архитектуры и градостроительства А.А. Еренков, первые лица строительных организаций. Основной вопрос повестки дня касался перспектив разработки региональной комплексной программы «Строительство» в соответствии с поручениями Президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета РФ от 21.06.22 г.
Рассмотрению этой темы, по словам председателя Союза В.И. Астанина, предшествовало два момента. Как уже сообщалось, на майском совещании по достижению целевых показателей, которое прошло в правительстве Воронежской области, было отмечено, что к целевым показателям, связанным с процедурами выдачи разрешительной документации на строительство, есть серьезные вопросы. Очень важные процедуры остаются недопустимо длительными. В связи с этим губернатор области А.В. Гусев просил строительное сообщество, в лице Союза, вместе с профильными руководителями сформулировать видение долгосрочных отношений правительства региона и застройщиков, дав свои предложения о том, какой нужен для этого пакет документов и как в соответствии с ним выстроить планы строительства жилья на 5-7 летний срок.
Второй причиной обращения к данной теме стал июньский Президиум Госсовета РФ, на котором был рассмотрен ряд вопросов, связанных со строительством, архитектурой и ЖКХ. По его итогам 24 августа вышли поручения Президента РФ В.В. Путина Правительству Российской Федерации.
Суть основных поручений президента
Председатель Союза ознакомил коллег с основными поручениями главы государства, касающимися работы отрасли.
Прежде всего, поручено утвердить Стратегию развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года с прогнозом до 2036 года, доработав ее с учетом состоявшегося в ходе заседания Президиума Госсовета РФ обсуждения и предложений комиссии Госсовета РФ.
В целях повышения эффективности – утвердить пятилетнюю комплексную программу «Строительство». На ее реализацию предусмотреть 900 млрд рублей ежегодно на 2023–25 гг. и 1 трлн рублей ежегодно в 2026–2027 гг. на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы.
В связи со значительным ростом цен на строительные ресурсы предусмотреть в 2022 году дополнительное финансирование работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства, осуществляемых с использованием средств федерального бюджета по мере получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации в объеме, необходимом для завершения строительства и ввода в эксплуатацию указанных объектов.
В целях обеспечения возможности гибкого реагирования на изменение цен на строительные ресурсы рассмотреть возможность перехода от заключения контракта на строительство в твердой цене на весь срок строительства до заключения контракта на строительство объектов в ценах соответствующих лет на весь срок строительства (если контракт долгосрочный – фиксировать в нем цены по формуле обязательного ежегодного пересчета указанной цены с использованием актуальных индексов-дефляторов).
До 20 февраля Председателю Правительства РФ доложить президенту о методах трансформации госконтрактов на строительство объектов.
До 1 октября представить предложения по утверждению плана выдачи инфраструктурных бюджетных кредитов на 2022–2026 гг., рассмотрев возможность использования таких кредитов в 2026 году на финансирование мероприятий, направленных на модернизацию коммунальной инфраструктуры.
До 1 декабря 2022 года использовать механизм поддержки реализации проектов комплексного развития территорий, предусматривающих расселение аварийного жилья.
В целях упрощения процедуры внесения изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, а также исключения дублирования таких документов предусмотреть механизм использования единого документа – территориального планирования и градостроительного зонирования, определяющих основные направления развития территорий одного или нескольких муниципальных образований, установив порядок его подготовки и утверждения.
Целый ряд важнейших поручений касался непосредственно жилищного строительства, промышленности строительных материалов, образования и науки, административных процедур. А именно.
Жилищное строительство
В целях комплексного обновления территорий и развития жилищного строительства до 15 ноября представить предложения по синхронизации планов жилищного строительства с планами развития уличного-дорожной сети, иной транспортной инфраструктуры в том числе с учетом требований к парковочному пространству, плотности застройки и интенсивности движения, а также с планами развития объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей.
Обеспечить синхронизацию мероприятий по жилищному строительству с мероприятиями по строительству объектов социальной, транспортной, инженерной и иной инфраструктуры, предусмотренной нацпроектами.
Представить предложения о возмещении затрат на строительство объектов коммунальной инфраструктуры, которое осуществлялось с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов Фонда национального благосостояния за счет платы за технологическое присоединение объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с учетом запаса мощности на весь цикл планируемой застройки.
Промышленность строительных материалов
Разработать комплекс мер по поддержке отечественных производителей в целях обеспечения производства строительных материалов в объеме, необходимом для достижения задач, поставленных в стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, предусмотрев в том числе создание условий для формирования партнерств в целях проведения и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Образование и наука
В целях повышения престижности и востребованности профессий, связанных с архитектурой и строительством, утвердить план мероприятий (дорожную карту), предусматривающих, в том числе, внесение в образовательные программы по направлению подготовки специалистов в сфере строительства изменений, обеспечивающих ускоренное вовлечение обучающихся в производственные процессы.
Административные процедуры
В целях сокращения продолжительности инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 30%, обеспечить поэтапное сокращение не менее, чем на 30% количества документов, сведений, материалов, согласований, содержащихся в утвержденном Правительством РФ исчерпывающем перечне документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
Кроме того, поручено заняться созданием цифрового реестра документов, сведений, материалов, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капстроительства.
Обеспечить возможность осуществления в электронной форме отдельных процедур, выполнение которых необходимо в целях строительства объектов капитального строительства и при подключении объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Высшим должностным лицам субъектов РФ поручено разработать и утвердить региональные пятилетние планы по строительству, реконструкции и капремонту объектов капитального строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.
Подытоживая озвученную информацию, В.И. Астанин предложил собравшимся обменяться мнениями по ней.
- В связи со столь обширным перечнем поручений президента и учитывая просьбу губернатора об установлении взаимодействия между строительным комплексом и властью, хотелось бы услышать коллег из правительства – их видение того, как будет зарождаться необходимая база, выраженная как в нормативно-правовых документах, так и в документах другого уровня. Потому что, откровенно говоря, на данный момент документов, которые бы четко формулировали меры стимулирования и поддержки строительного комплекса, практически нет. И сегодня строительному сообществу важно понимать - при тех планах, которые нам доводит федеральный центр, будут ли какие-либо изменения, в виде мер поддержки отрасли на региональном уровне? Какие планы по соотношению МКД и ИЖС в структуре вводимого жилья? И так далее. Получив ответ на эти и подобные им вопросы, хотелось бы сформулировать нашу общую позицию и то, как совместно двигаться дальше, - заметил он.
К.Ю. Кузнецов: «Открываются новые механизмы и возможности по жилищному строительству»
По словам зампреда регионального правительства Константина Кузнецова, 2022 год получился достаточно активным с точки зрения внесения изменений в федеральные и региональные законы. На уровне правительства области был создан ряд штабов и групп, заседание которых проходят под руководством федеральных органов. Также получено приглашение принять участие в образовательном проекте, который 15-16 сентября пройдет в Сколково под непосредственным руководством заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина. В ходе мероприятия будет представлена концепция Стратегии развития отрасли до 2030 года, а также ряд ключевых вопросов, вытекающих из поручений президента, которые требуют обсуждения с регионами. Нужен единый подход к системной работе.
Что касается соотношения МКД и ИЖС, то, по словам зампреда регионального правительства, индивидуальное жилищное строительство в области превалирует над многоквартирным (60% к 40%) и это тенденция, которую есть смысл поддерживать.
- В пригороде Воронежа запланирован к реализации ЖК «Масловский». Уже получено проектное финансирование в размере 550 млн на строительство коттеджного поселка с привлекательными условиями ипотечной программы под 0,01% для покупки индивидуального дома. Это жилье мы будем возводить в содружестве с белорусскими строителями по достаточно приемлемым ценам. Но «Масловский» – это первая ласточка в малоэтажном строительстве для воронежских застройщиков. В этом сегменте будут хорошо себя чувствовать и организации, возводящие клубные дома.
Обеспечение инженерной инфраструктурой становится обоснованием жизнеспособности проекта, необходимым пакетом его экономической модели, чтобы застройщику выдали кредит. Это говорит о том, что у нас открываются иные механизмы и возможности по жилищному строительству. Уверен, найдутся компании, которые всерьез заинтересует ЖК «Масловский», и они будут готовы сменить возведение многоквартирных домов на малоэтажные, - сообщил он.
О том, что малоэтажка больше уместна в пригороде, заметил В.И. Астанин.
- Сегодня мы видим, например, как успешно возводят ЖК «Славяноград» на семилукском направлении дочерние структуры завода ЖБИ-2. Нас же интересуют меры поддержки по инфраструктуре в городе. Каким образом на эту помощь можно рассчитывать, где и на каких территориях? – спросил он.
К.Ю. Кузнецов отметил, что есть специальная экономическая модель, которая обосновывается как раз при заявке на инфраструктурные кредиты и иную федеральную поддержку. Но при этом обоснованием должен быть определенный выход жилья (и по МКД, и по ИЖС). Если застройщик намерен возвести всего несколько домов, то вряд ли ему следует рассчитывать на помощь из федерального бюджета (здесь может подключиться только регион). А вот планируя серьезные объемы, вполне реально заявиться на получение кредита. Такой опыт сегодня есть у ДСК.
По словам Константина Юрьевича, на помощь в этом году пришли различные федеральные инструменты – инфраструктурные кредиты и облигации.
- Фонд национального благосостояния дает нам возможность получения льготных кредитов, займов под различные варианты их возврата. И я думаю, 2022 год выработает тот набор инструментов, который будет сопровождать строительство и ввод квадратных метров, наполнение и синхронизацию их современной инфраструктурой, - отметил зампред правительства, подчеркнув также, что по всем поручениям президента идет детальная проработка, чему способствует конструктивный диалог с федеральным центром.
Касаясь наиболее острой для строителей темы выдачи разрешительной документации, он сообщил, что работа по сокращению процедур ведется областным правительством параллельно с размещением в национальном реестре пространственных данных документов территориального планирования.
- Это единая для всей страны цифровая платформа – масштабная система с огромным сервером, на который сейчас загружаются все документы терпланирования. И это делается, прежде всего, для облегчения разрешительных процедур. Теперь застройщику не придется собирать увесистый пакет документов – все они уже будут в этой базе. И при оказании услуг по выдаче разрешения на строительство, при вводе объекта в эксплуатацию достаточно лишь выгрузить их оттуда, — сообщил Константин Юрьевич. - Губернатором области поставлена задача сделать максимально открытым ресурс, на котором вы могли бы предварительно ознакомиться со всеми действующими и утвержденными документами, а также ограничениями и обременениями, которые накладываются на определенный участок, тем самым упростив все предварительные проработки, - подчеркнул он.
В свою очередь руководитель ДАиГ ВО А.А. Еренков добавил, что, если Союз строителей сочтет необходимым, специалисты департамента могли бы организовать открытую презентацию-семинар по ИСОГД.
- Мы показали бы вам в онлайн-режиме, как работает эта система и все остальные наши интерактивные ресурсы, связанные с градостроительной деятельностью. На слух такая информация воспринимается достаточно сложно, и с ней нужно знакомиться визуально, - заметил Андрей Александрович.
Пятилетку - за три года?
Вероятно, именно такой ритм нужно набирать, выполняя задачи, которые ставит перед регионом федеральный центр. В чем именно они заключаются на ближайшую перспективу, рассказал руководитель департамента строительной политики Воронежской области А.М. Кулешов.
По его словам, один из пунктов поручений Президента, касающихся непосредственно регионов, является разработка трех основных пятилетних планов. А именно:
- строительства и реконструкции,
- капитального ремонта объектов капитального строительства,
- модернизации коммунальной инфраструктуры.
- Первый план у нас уже есть, - сообщил Артур Михайлович, - в июне губернатор области утвердил перспективный план капитального строительства объектов в рамках областной адресной инвестиционной программы на период 2022–2026 годов - региональную комплексную программу на 5 лет, а в августе такое поручение прозвучало из уст главы государства. Получается, мы сработали на опережение. Региональные бюджеты в настоящее время формируются и утверждаются на 3 года, но сегодня существует потребность в расширении горизонта бюджетного планирования. Стоит отметить, что указанный перспективный план включает в себя строительство объектов до 2026 года включительно на сумму более 100 миллиардов рублей, и это не предел.
Так, по заданию губернатора уже в октябре нам необходимо представить планы на 2023–2027 годы. То есть, в существующую программу будут добавлены новые объекты - на 2027.
Такое же планирование касается и капитального ремонта - объектов культурного наследия, ремонтов на сумму 30 и более миллионов рублей.
Третья программа - модернизация инфраструктуры - на стадии активной подготовки. В первом приближении департаментом ЖКХ она уже выполнена, а значит, к началу ноября все три документа будут готовы, и мы сможем качественно организовать работу на предстоящие пять лет, - подчеркнул руководитель ДСП ВО.
Достаточны ли меры господдержки?
Этот непростой вопрос буквально красной нитью прошел через все заседание. И, отвечая на него, А.М. Кулешов подчеркнул: «По тем заявкам, которые мы получили, в том числе и от вас, меры достаточные. Сейчас стоит вопрос получения дополнительных заявок и в соответствии с ними привлечения бюджетных средств. На сегодняшний день через механизм инфраструктурных бюджетных кредитов из федеральной казны Воронежской области выделены 11,5 млрд рублей. В рамках этих средств для реализации проектов комплексной застройки запланировано проектирование и строительство на территории региона крупных объектов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, ливневой канализации и автомобильных дорог.
Существует и известный всем метод финансирования объектов - с помощью ОАИП, в рамках которой выделяются бюджетные средства всех уровней на строительство социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Третий механизм - инфраструктурные облигации. Экономически они достаточно выгодны для прокладки внутриквартальных сетей. Этот механизм для Воронежского региона достаточно новый, и пока только двум нашим застройщикам были одобрены соответствующие заявки.
Самая важная программа - строительство
Говоря о четвертой программе - развития жилищного строительства, руководитель департамента отметил, что это будет документ, включающий в себя весь комплекс мероприятий, связанных со строительством как МКД, так и ИЖС. Работа по подготовке документа ведется в сотрудничестве с институтом регионального развития.
Сделав краткий обзор основных векторов строительства в областном центре (микрорайон в Шилово, ЖК «Озерки», среднеэтажная застройка в Александровке и жилые массивы Отрадного, 100 га земель района Изыскателей и пригород в рамонском направлении), Артур Михайлович перешел к планам - теме, всегда важной для строителей.
По мнению руководителя департамента, серьезные объемы работ могут быть сформированы для застройщиков в Воронеже в основном по двум направлениям: на сносе аварийного, ветхого жилья с целью новой застройки таких территорий и на создании новых намывных земельных участков, при этом также будет решаться задача по углублению русла и выравниванию береговой линии воронежского водохранилища. Не менее важной для региона является и работа строительных организаций в муниципальных районах области. «Призываю - начинайте работать в районных центрах, - обратился к руководителям компаний А.М. Кулешов. - Там есть и земля, и инженерия. В помощь застройщикам - программа «Молодая семья», государственные закупки квартир для детей-сирот, обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В качестве примера он привел работу застройщиков в Борисоглебском городском округе, в Павловском и Россошанском районах.
«ИЖС - перспективное направление, которое поддерживается на уровне президента страны. В том числе и с помощью ипотечных кредитов с низкой ставкой, - привел еще один аргумент Артур Михайлович. - Земельные массивы вокруг Воронежа и в большинстве районов практически сформированы, средства на инженерию есть. Предлагаю совместно рассмотреть разные варианты с тем, чтобы найти применение потенциалу строительных компаний не только в областном центре, но и за его пределами», - сказал в завершение руководитель департамента.
Нам предстоят серьезные объемы заказов по проектированию
Это сообщение зампреда правительства К.Ю. Кузнецова, прозвучавшее в ходе диалога, заметно воодушевило членов совета, представляющих проектное сообщество. Оказалось, что по поручению губернатора области объекты, которые запланированы к проектированию на 2024 год, надо начинать уже в следующем.
«Исходя из этого, в 2023 году обрушится шквал заданий на проектирование. И мы, безусловно, будем помогать разбираться – где, какой объект и как проектировать. Хочу заметить также, что типовое проектирование – не лучший вариант для современных новостроек. Смотреть новые школы, выполненные как под копирку, уже не так интересно. Поэтому мы намерены включить в свою работу контроль качества проектных решений. Уверен – вы умеете и проектировать, и строить оригинальные объекты», - сказал он.
Коснувшись вопроса комплексного развития территорий, Константин Юрьевич сообщил, что на федеральном уровне прилагается максимум усилий к облегчению этого процесса: рассматриваются все возможные механизмы расселения, изыскиваются дополнительные резервы. Остается качественно сработать на местах: заходить на выделенные площадки через аукционы не только крупным компаниям, но и средним – путем объединения в консорциумы. В настоящий момент Воронеж располагает двенадцатью участками КРТ. И это – колоссальная территория под развитие. Город разрабатывает под эти участки мастер-планы, включает экономику, изучает вопросы инженерии и расселения. Правда, для работы в этом направлении строительному блоку администрации и управлению главного архитектора катастрофически не хватает высокопрофессиональных кадров.
- Поэтому важно принять решение – каким органом обслуживать тему КРТ, обеспечивать площадки документами терпланирования, курировать и сопровождать масштабную работу. Нужна специальная структура с компетентными специалистами. Уверен, здесь пригодится опыт других, более продвинутых в этом направлении регионов, - сказал зампред правительства.
Члены совета поддержали высказанную идею.
- Мы прекрасно понимаем степень кадровой проблемы, возникшей в профильном блоке администрации, и итогом обсуждения данной темы должно быть аналогичное предложение с нашей стороны, - сказал председатель совета Союза. – Так, например, в Ульяновске уже создано государственное автономное учреждение «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов» и проектный офис, который возглавляет председатель правительства Ульяновской области. Специалисты корпорации готовят градостроительную документацию, занимаются сопровождением работы по КРТ. Более того, при новой структуре создан проектный институт. Все это в комплексе помогает ускорять решение вопросов, возникающих по комплексному развитию территорий. Осознавая кризис кадров в горадминистрации, считаем, что в регионе должен быть сформирован классический проектный офис для КРТ, который занимался бы только этой темой.
Поднятая тема вызвала жаркую дискуссию собравшихся. Как оказалось, многие из руководителей уже сделали попытки поработать в системе КРТ, изучая предлагаемые варианты площадок, взвешивая собственные силы и оценивая экономическую отдачу. Но, судя по рассказу директора ООО СЗ «Новый код» Н.В. Казенновой, малому и среднему бизнесу достаточно сложно (а говоря откровенно – практически невозможно) достигнуть рентабельности строительства, реализуя свои проекты по правилам предложенного механизма.
Ректор ВГТУ Д.К. Проскурин, продолжая тему кризиса кадров, напомнил, что кадровые вопросы важно решать на всех этапах их подготовки, помня о важности объединения теории и практики. По словам Дмитрия Константиновича, опорный вуз – главная кузница строителей, проектировщиков, архитекторов, работников дорожной отрасли и промстройиндустрии – также требует поддержки со стороны отраслевиков. Прежде всего – на этапе практической подготовки будущих специалистов – в заводских цехах, проектных мастерских, на строительных площадках… И совместное решение столь важных вопросов способно снять целый ряд идущих по цепочке нестыковок.
Генеральный директор АО «ВАПСК» Н.Н. Образцов обратился с просьбой к зампреду правительства Воронежской области во время поездки в Сколково еще раз поднять вопрос сроков подготовки и выдачи разрешительной документации.
А генеральный директор ООО СЗ «Стэл-инвест» В.В. Лукинов призвал к консолидации усилий строителей и власти при обсуждении актуальных вопросов и выработке ключевых решений, а в итоге – подготовке стратегии развития строительного комплекса региона.
В результате обсуждения всех нюансов поднятой темы совет принял за основу два ключевых решения.
Прежде всего, подготовить обращение Союза строителей к губернатору Воронежской области А.В. Гусеву о необходимости разработки и принятия на уровне региона комплекса мер по стимулированию жилищного строительства на период до 2028 года для достижения целевых показателей ввода жилья. Кроме того, определить на 5-летний период приоритеты в комплексном развитии отдельных городских территорий городского округа г. Воронеж и Воронежской агломерации с синхронизацией их обеспечения инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Департаменту архитектуры и градостроительства Воронежской области совместно с департаментом строительной политики Воронежской области и администрацией городского округа г. Воронеж предложено возобновить на регулярной основе деятельность рабочих групп по КРТ и сокращению административных процедур в строительстве с включением в их состав представителей Союза строителей Воронежской области.
Записала Зоя КОШИК
Документы
Разное
Союз строителей Воронежской области
Телефон: (473) 260-22-43,
бухгалтер - доб. 202,
председатель Союза - доб. 205.
© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.