СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Предупредить - гораздо легче, чем устранять последствия

25 марта 2021 года

18 марта в Союзе строителей Воронежской области состоялась вторая за последние две недели встреча руководителя Управления Росреестра по Воронежской области Е.П. Перегудовой с представителями строительных компаний, входящих в состав областного Союза. Диалог прошел в рамках договоренности между структурами о консультациях застройщиков по вопросам изменений в федеральном отраслевом законодательстве. Прежде всего, речь шла о внедрении электронного документооборота.

Из всех вариантов - выбрать лучший

Как правильно заметила в начале встречи Елена Перегудова, это - не совещание, а конструктивный диалог, направленный на организацию взаимодействия. Состоявшаяся 18 марта встреча стала обменом мнениями на перспективу, поскольку, как известно, предупредить ошибки гораздо легче, нежели потом исправлять.

- Моя задача как руководителя Управления - донести до вас важность изменений, которые происходят в законодательстве, влияют на совместную работу и затрагивают, в первую очередь, интересы дольщиков, - отметила Елена Павловна.

Главное, с чего надо начать, - перевод услуг Росреестра в электронный вид. В настоящий момент таких опций, предоставляемых Росреестром, достаточно много, в том числе - и для строительных организаций. Постановка МКД на кадастровый учет, оформление земельного участка, регистрация аренды и права собственности на недвижимость, долевого участия, дополнительных соглашений, уступок прав требований и многое другое - все это направления, в которых застройщикам следует оперативно реагировать для перевода взаимодействия в электронную форму.

В настоящее время рынок предлагает уже несколько вариантов осуществления электронного взаимодействия. Выбирать один из них - личное дело каждого участника процесса. Важно только учитывать все нюансы предстоящего использования данной услуги.

Апробированную схему взаимодействия предлагает и Росреестр - заключение соглашения об использовании информационной системы (ИС).

По большому счету, строительные компании могут разработать и свою собственную информсистему при наличии сильных IT-специалистов или привлекая их извне. Единственное, они должны знать, что ИС разрабатывается и аттестуется согласно нормам СТЭК и ФСБ (требования к информационной безопасности). Затем проект соглашения направляется в Росреестр, после проверки и подписания которого информсистема застройщика будет интегрирована с веб-сервисами Росреестра.

Это не только проще. Это логичнее!

Как заметила руководитель Управления, механизм электронного взаимодействия уже хорошо отработан Росреестром. Первым, кто вступил в такое взаимодействие, стал Сбербанк России. Затем наладили работу с приставами, нотариусами и т.д.

- Когда мы обсуждали этот вопрос с вашими коллегами на минувшей неделе, то услышали мнение, что разработка собственной информсистемы проблематична, - рассказала Елена Перегудова. - Но у каждого из вас есть возможность изучить сравнительный анализ предлагаемых рынком программных комплексов, в том числе и тех, которые используют коллеги-застройщики.

Почему переход на электронный документооборот стал настолько актуальным в последние годы? Ключевым моментом являются сроки предоставления госуслуг. В стремлении получить их очень оперативно участники рынка используют все возможные варианты. Наиболее практикуемый из них - аренда рабочего места в МФЦ, сотрудник которого принимает определенные объемы документов.

- Этот подход достаточно удобный, - заметила руководитель Управления. - Но прием документов в МФЦ связан с определенным технологическим процессом, то есть прохождением установленных этапов определенными специалистами. И все-таки является трудозатратным. А темпы современной жизни, тем временем, требуют еще большей оперативности. Именно поэтому деловой мир со знанием дела уходит от информации на бумажном носителе.

Электронное взаимодействие - это совсем иной технологический процесс. Обработка осуществляется в автоматизированном режиме, что позволяет существенно сокращать сроки предоставления государственных услуг при проведении любого вида учетно-регистрационных действий. Это не только проще - это логичнее.


ДЛЯ СПРАВКИ

По состоянию на 1 января 2021 года доля услуг, предоставляемых в электронном виде, составляет:

- в Москве - 33,98% от общего объема,

- в Липецкой области - 24 %,

- в Московской области - 25%,

- в Воронежской области - 54,32,

- в среднем по ЦФО - 31,87%,

- в среднем по Российской Федерации - 31,16%.


Поддержка Росреестра - вне сомнений

Воронежская область - крупный регион с большими объемами вводимого в эксплуатацию жилья. И тема электронного взаимодействия для столь масштабного обмена информацией более чем актуальна. Организация настолько серьезного процесса находится под пристальным вниманием Управления Росреестра.

- Наши специалисты - на постоянной связи с потребителями услуг, всегда готовы выехать, научить, подсказать, посоветовать, на что обратить внимание и так далее, - подчеркнула Елена Перегудова. - На первом этапе мы обязательно сопровождаем каждый пакет, поданный заказчиком в электронном виде.

 В чем плюсы? Максимальное сокращение сроков - это во-первых. Во-вторых, компания вовлекает в этот процесс своих работников. В-третьих, что немаловажно, застройщик получает возможность оказывать своим клиентам (либо инвестиционным партнерам) весь пакет услуг вплоть до регистрации прав на недвижимость. Все это клиент может сделать, не покидая офис застройщика, еще и оплатив госпошлину в уменьшенном размере при подаче документов в электронном виде.

А что застройщики? Дерзают?

Когда слово перешло к представителям компаний-застройщиков, оказалось, что ряд из них уже освоились в пространстве электронного документооборота. Так, компания «Еврострой» сообщила, что 70% сделок с покупателями жилья происходит именно таким методом. «Со Сбербанком, чей программный продукт мы используем, очень удобно работать. Если происходят какие-либо технические сбои, мы знаем, кому позвонить, и в реальном времени помощь оказывается. Плюс - хорошие отношения с этой структурой», - сказал представитель застройщика, при этом обратил внимание, что готовы рассмотреть новую форму взаимодействия.

Понимая, что за цифровизацией - завтрашний день, уверенно осваивают новые программные продукты и в ГК «Крайс». Правда, как заявила представитель группы компаний, к новому методу документооборота относятся с недоверием сами покупатели жилья. Пока это не стало нормой жизни, большинство из них предпочитает получить на руки документ с печатью.

- Я не случайно упомянула, что наш регион, достигший показателя 54,32% от всех оказанных услуг, впереди многих, - заметила Елена Перегудова. - В Воронежской области это уже привычная форма взаимоотношений с нотариусами, приставами, органами местного самоуправления, банковским сообществом. Но чтобы новый принцип работы стал нормой, в свое время тоже понадобилось немало времени и усилий. Таков принцип развития.

Уже сейчас на площадках МФЦ начинается работа по организации центров электронной подачи документов. А значит, застройщикам нужно быть готовыми к полному переходу на цифру.

И это еще не все…

Второй, не менее важный вопрос состоявшейся встречи был связан с Федеральным законом №202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов...».

Напомним, речь идет о праве застройщика обратиться в Росреестр за регистрацией прав собственности дольщика в качестве его законного представителя.

Закон действует с июля 2020 года. На данный момент в регионах идет подача обращений. Так, Управление Росреестра по Москве приняло их 1994, Московская область - 43, Краснодарский край - порядка 1,5 тысяч, Воронежская - 38.

Облегчает процедуру тот факт, что никаких доверенностей или дополнительных поручений застройщику со стороны дольщика для этого не требуется.

Почему приняты такие изменения в закон о «долевке»? Каждый незарегистрированный объект недвижимости – это недополучение налоговых отчислений в бюджет. А учитывая, что в масштабах страны таких объектов - бесчисленное множество, суммы, которые должны поступать в российскую казну, немалые. В это время дольщики, получившие на руки акты приема-передачи, не спешат в Росреестр годами (тем более, что законодательно такой обязанности за ними не предусмотрено).

При чем строители? Все просто…

Последними изменениями в закон застройщику, как уже было сказано, предоставлено право обращения в Росреестр от имени дольщика. Пока речь идет только о праве. Но, вероятно, недалек тот час, когда эта функция станет обязанностью. И косвенно подтверждает это проект документа, согласно которому после ввода в эксплуатацию жилых и нежилых помещений, в отношении которых отсутствует государственная регистрация прав, налогоплательщиком признают застройщика.

Пока никто не берется утверждать, что проект будет принят именно в такой редакции. Но информация есть, а значит, строительным организациям необходимо ее осмыслить и адекватно отреагировать, дабы не платить в скором времени налог за всех своих нерадивых дольщиков.

- В принципе, это логичное развитие событий, - отметила Елена Перегудова. – Государство заинтересовано в том, чтобы на все помещения МКД, введенные в эксплуатацию, было оформлено право собственности, переданное участникам долевого строительства (в двустороннем либо одностороннем порядке - значения не имеет). Такое право теперь дано застройщику, и его задача - обеспечить внесение в ЕГРН сведений о регистрации прав на эти объекты.

…И подчистить чужие долги

Руководитель Управления Росреестра по Воронежской области не случайно акцентировала внимание собравшихся на данной теме.

- Попрошу обратить на этот вопрос пристальное внимание, поскольку в ближайшем будущем он будет иметь свое развитие, - заметила Елена Перегудова. – К примеру, самый большой объем информации по данному направлению подали две компании - АО «СЗ «ДСК» и АО СК «Воронежстрой». Причем большая часть этих сведений касается объектов, введенных ранее. И это свидетельствует о том, что мы стоим перед лицом еще одной задачи - оперативного выявления таких домов. Предлагаю руководителям компаний-застройщиков, не откладывая в долгий ящик, провести масштабную сверку непогашенных ДДУ, а мы, в свою очередь, начнем работу по их оформлению, - сказала в завершение руководитель Управления Росреестра.

 

Записала Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.