СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса

В Воронеже четвертый год длится археологический беспредел…

13 декабря 2019 года

На минувшей неделе в Союзе строителей вновь обсуждали проблему, связанную с археологическим исследованием площадок, намеченных под строительство в центральной части города. На заседании секции застройщиков прорабатывался вопрос возможности выхода из сложившейся ситуации.

Как мы уже сообщали, «археологическая» тема стала для строителей одной из самых острых за последние три с половиной года. Именно столько длится история с очередным «честным способом отъема денег у строителей». 

Напомним кратко предысторию вопроса. В марте 2016 года управление по охране объектов культурного наследия Воронежской области направило в Министерство культуры РФ пакет документов том, что в перечень выявленных объектов археологического наследия региона включен объект археологического наследия «Культурный слой г. Воронежа». Цель – придать этому слою статус объекта культурного наследия федерального значения (включив его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ). 

Документы ушли в Москву, а в Воронеже в границах территории выявленного объекта культурного наследия установили особый режим использования земельных участков, согласно которому строительство либо реконструкция зданий на них должны предваряться археологическими исследованиями. 

Границы «особой зоны» охватили территорию площадью около 600 га – г. Воронеж в границах береговой линии Воронежского водохранилища (набережная Массалитинова, Софьи Перовской, Петровская набережная), ул. 20 лет Октября, ул. Кольцовской, ул. Фридриха Энгельса, ул. Ленина и Северного моста.

Согласно закону ответ из Минкульта должен поступить в регион не позднее года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. То есть на всю процедуру – от момента выявления объекта и до того, как он, возможно, будет включен в реестр объектов культурного наследия федерального значения, отводится не более 12 месяцев. 

На самом деле, ни положительно, ни отрицательно вопрос так до сих пор и не решен.

Приказ управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области №71-01-07/58 о включении объекта археологического наследия «Культурный слой г. Воронежа» в перечень выявленных объектов археологического наследия Воронежской области датирован 29 марта 2016 года. Следовательно, объект должен был войти в единый государственный реестр (или регион – получить соответствующий отказ о его включении) не позже 29 марта 2017 года. На дворе – декабрь 2019-го, правовой статус «Культурного слоя г. Воронежа» по-прежнему неизвестен, зато «особый режим» использования земельных участков в границах очерченных территорий продолжает действовать. И воронежские застройщики (а также частные лица, намеревавшиеся строить или реконструировать жилье в пресловутом периметре) стали настоящими заложниками ситуации. Все это время они оплачивают археологические изыскания и покрывают затраты, возникающие попутно.

Чтобы представить размеры платежей, которые вынуждены перечислять строительные организации, достаточно сказать, что археологические исследования, скажем, на 300 квадратных метрах земли, обходятся в три миллиона рублей. 

Но расходы на изыскания – лишь край финансовой воронки. Согласно закону осуществлять раскопки могут только физические лица. А поскольку ни экскаваторов для подъема земельных слоев, ни автотранспорта для их вывоза у физлиц нет, то все сопровождение процесса (и расходы, естественно) обязаны брать на себя строительные организации. 

Считаем дальше – срок проведения раскопок. Длительность работы растягивается во времени настолько, насколько считают нужным ее исполнители. Причем с наступлением холодов все исследования сворачиваются, и участок, взятый в аренду на период строительства, консервируется до весны. А «счетчик» тем временем щелкает...

Но и это еще не все – на перерытой вдоль и поперек площадке (порой – на глубину несколько метров) уже небезопасно закладывать обычные фундаменты – требуется их усиление. А значит, и дополнительные вложения. 

Причем, что поразительно, все эти затраты ложатся на плечи не только строителей жилья и коммерческих объектов, но и застройщиков, выполняющих работы на социальных объектах. И хоть действуют они по государственному муниципальному контракту, ни в каких сметах или непредвиденных затратах расходы на археологические исследования не предусмотрены! Их несут добросовестные организации, у которых на таких объектах прибыль почти символична, а то и отсутствует вовсе.

Одним словом, сегодня центральная часть Воронежа – как неприступная крепость: так «защищена» от строительства и реконструкции, что без разумного обновления со временем может превратиться в депрессивную территорию (идти на заведомо убыточные проекты – не в правилах потенциальных инвесторов). Ну а тех, кто уже увяз в правовых коллизиях, платя за это звонкой монетой, искренне жаль. 

Все эти нюансы обсуждались на заседании секции застройщиков 3 декабря.

– Вопросов, которые требуют решения, несколько, – прокомментировал его итоги председатель Союза строителей В.И. Астанин. – Прежде всего, необходимо четко определить правовую основу предпринятых действий со стороны структур, отвечающих за охрану объектов культурного наследия. 

Ведь что получается? Минкульт неоднократно отклонял представленные документы, объект в реестр не включен, застройщики знают об этом, а деньги с них все равно взимаются. Ситуация – патовая!

Но даже если бы эта оплата и была законна, требует пояснений ее размер. Методика исчисления базируется на ценах 1991 года и содержит некий переводной коэффициент. Объективность его и качество самих базовых расценок вызывают много вопросов, поскольку методы археологических исследований за три десятка лет серьезно изменились. К примеру, фотофиксация, которая некогда требовала серьезных вложений, сегодня абсолютно малозатратная часть этого мероприятия. И так по ряду пунктов…

Очень любопытна и обоснованность самих границ объекта культурного наследия в центральной части города. Известно, что у Воронежа есть историческое место зарождения. Но оно никак не занимает 600 гектаров сплошной территории! Вполне разумно вернуться к этому вопросу и, возможно, локализовать определенные участки.  

И еще. Если бы все правовые вопросы были решены правильно, то на основании включения в реестр выявленной зоны культурного слоя должны быть внесены соответствующие изменения в ПЗЗ городского округа, где эту территорию необходимо обозначить как зону с особыми условиями. Этого нет. А разрешительные органы, тем не менее, требуют с застройщиков исполнения положений закона, которые выдвигаются к особой зоне. Как это понимать?

– Причем правовая коллизия сложилась и вокруг неоднозначности самого законодательства, – продолжает исполнительный директор Союза строителей Т.Б. Нелюбова. – Все, что относится к регламентированию данного взаимодействия, касается положений одного, но достаточно емкого закона – ФЗ-73. Изначально очень долго не корректировавшийся, в последнее время он претерпел много изменений, которые, на наш взгляд, имеют односторонний характер. А именно – в пользу федеральных и региональных органов, регламентирующих охрану объектов культурного наследия.

Если мы видим, что разделом 7 КоАП предусмотрена административная ответственность и высокие штрафы для субъектов, нарушающих охранные обязательства в отношении объектов культурного наследия (физлица – 10, 100, а то и 200 тыс. рублей и юрлица – от 1 до 3 миллионов), то в отношении уполномоченных органов, не соблюдающих сроки, установленные ФЗ-73 по своим основным функциям (выявлению, принятию или непринятию решений), ответственность полностью отсутствует! Случай с культурным слоем Воронежа – яркий тому пример. Очевидно, что максимальный срок, установленный законом, истек, а положительное решение, равно как и отказ во включении объекта в перечень объектов культурного наследия, отсутствует. Объект – в подвешенном состоянии, правовой статус территории не определен, но получить разрешение на строительство в любой точке центральной части города без проведения (и, соответственно, оплаты) археологических исследований невозможно! Налицо – правовая коллизия, созданная руками чиновников, но вопрос так и остается открытым, поскольку в законодательстве нет нормы, определяющей последствия непринятия решения, – подчеркивает Т.Б. Нелюбова. 

В ходе заседания секции застройщиков было решено обратиться в Министерство культуры с просьбой дать разъяснения того, какова ситуация с обращением управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области по включению объекта в реестр. На данный момент такое письмо Союзом строителей уже отправлено в Минкульт.

– Исходя из ответа, мы будем обсуждать эту тему на уровне региона с органами государственной власти и со структурами, непосредственно участвующими в этих процессах, – добавляет В.И. Астанин. – Намерены пригласить к диалогу представителей археологического сообщества и органов охраны объектов культурного наследия, чтобы понять, какой логикой руководствовались разработчики этой зоны, когда вносили ее на рассмотрение Министерства культуры РФ.  

Предстоит нелегкая работа. И то, что у охранных структур нет и малейших намерений заниматься ею, очевидно. Их вполне устраивает сложившаяся ситуация. Но не устраивает застройщиков. Поэтому инициатором должен быть Союз строителей. Мы намерены решать вопросы цивилизованным путем и надеемся, что в конечном итоге эту проблему удастся преодолеть, – подчеркнул председатель Союза. 

 

 

 

Зоя КОШИК

 

 

 

© 2007 - 2019 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.