СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

«Здесь рождаются чувства любви к Родине…»

30 октября 2019 года

Посещение представителями совета ветеранов строительного комплекса региона музея «Петровские корабли», который недавно появился в столице Черноземья по инициативе С.Д. Наумова, председателя комиссии по предпринимательству и туризму Общественной палаты Воронежской области, председателя ВОО «ОПОРА РОССИИ», стало настоящим открытием. «Я восхищен, я очарован!» - не иначе как пушкинскими строками можно выразить свое впечатление от увиденного. Экскурсия, организованная Союзом строителей Воронежской области, позволила соприкоснуться с глубинными истоками государства Российского, чтобы еще раз переосмыслить его историю, понять значимость прошлых событий для современности.

Открытием еще и потому, что здесь нам удалось познакомиться с той информацией, которая не всегда лежит на поверхности, а чаще всего остается в тени, хотя представляет не меньший интерес. Например, о том, что и отец, и дед Петра I были причастны к кораблестроению. Первым предпринял такую попытку царь Михаил Федорович (дед Петра I). Приглашенные в Россию голландцы построили в Нижнем Новгороде корабль «Фредерик», который побывал в единственном плавании. Выйдя по Волге в Каспийское море, он попал в шторм и разбился. Следующую попытку предпринимает уже царь Алексей Михайлович, который строит под Москвой, на реке Оке корабль «Орел». К сожалению, ему тоже пришлось недолго служить государству Российскому – корабль был сожжен повстанцами под предводительством Степана Разина. Молодой Петр, желая продолжить начатое дело, случайно находит в амбаре своего двоюродного деда английский ботик, отдает распоряжение поставить его на весла, чтобы учиться ходить под парусом. Первые такие походы он совершает  на Москве-реке и Яузе, потом перебирается на Плещеево озеро. С этих прогулок под парусом началось серьезное увлечение будущего императора корабельным делом и флотскими науками. В Переславле-Залесском он строит свою первую флотилию из 115 судов.
В 1694 году прибыв в Архангельск и пообщавшись с русскими поморами на Белом море, царь принял решение выйти к южным морям. С этой целью он приказал строить «корабли для морского дела», то есть для того, чтобы  торговать с Персией и Индией. Это была его давняя мечта. Для того чтобы взять в свои руки турецкую крепость Азов, которая препятствовала выходу к южным морям, по распоряжению Петра I в Воронеже строится 22 галеры. После победы над турками российское государство получает свободный выход в Азовское и далее в Черное море. А в Воронеже  начинается масштабное кораблестроение. На крупнейшей, Воронежской, верфи с1696 по 1711 годы было построено 122 судна, в том числе 36 линейных кораблей. Самым первым из них был корабль «Гото Предестинация». Далее по значимости следует Тавровская верфь. Помимо реки Воронеж корабельные верфи располагались также на Дону, Хопре, Битюге, других реках области и имели названия: Павловская, Хоперская, Паншинская, Ступинская, Рамонская, Чертовицкая, Коротоякская. На них были построены корабли «Ластка», Скорпион», «Сулица», «Черепаха», «Шпага» и другие.

Какие же инновации, говоря современным языком, были привнесены в Воронеж при строительстве на его землях морских кораблей? В качестве примера экскурсовод Дмитрий Шувакин показывает макет лесопилки, которая стала настоящим ноу-хау в нашем крае. До этого доски пилили вручную, что занимало много времени и требовало приложения больших сил. При Петре I в Воронеже была построена первая лесопилка. Впервые царь увидел ее в Архангельске, где предприниматели братья Баженины, занимавшиеся распилом леса, придумали водяную лесопилку. Государю эта идея понравилась, он взял с собой одного из братьев в Великое посольство в Европу, чтобы посмотреть, как устроены подобные сооружения там. Поездка оказалась плодотворной. Они, действительно, привезли с собой некоторые технические новшества и переделали лесопилку на европейский манер. Получилась усовершенствованная модель, которая долго несла свою службу.
Макет штурма Азова,  предметы старины, костюмы, аутентичные той эпохе, красочные экспозиции помогают нам воссоздать картины прошлых лет, проникнуться духом и проблемами корабелов. Поскольку для строительства флота в области стали массово вырубать леса, многие реки обмелели, поэтому стало труднее спускать на воду корабли и проводить их в Азовское море, к Таганрогу, где находилась гавань. Каков же был найден выход из положения? К примеру, на Чижовке корабли на воду спускали на бычьих пузырях -  регион-то у нас – животноводческий. Специальные люди ездили по деревням, собирали пузыри, надували их, складывали в мешковину, затем в парусину и в итоге получалась воздушная подушка. Она  помогала судам держаться на мелководье.
Экскурсовод с гордостью сообщает о том, что Воронеж является родиной первых плавучих российских доков. Специальную конструкцию (камели) заполняли водой и соединяли с кораблем. После того, как из нее откачивали воду, она всплывала примерно на два метра. Этого было достаточно, чтобы благополучно пройти через все речные пороги и мели. Кстати, корабль «Гото Предестинация» также был поставлен на камели перед отправкой в Азовское море.
Нашему взору предстает уникальный экспонат – галерное весло в натуральную величину. Его длина 17,5 метра, вес колебался от 90 до 130 кг. За таким веслом, на банке галеры, держась за поручни, обычно сидели от четырех до пяти человек и выполняли довольно тяжелую работу. К рассказу экскурсовода подключается С.Д. Наумов. Он поясняет, что  управлять веслом было самым настоящим искусством. К тому же люди должны были делать 24 гребка в минуту, что невероятно сложно. Вот почему среди гребцов не было наемных, в основном – рабы, с которыми жестоко обращались. Сергей Дмитриевич напоминает о книге «Хождение за три моря», в которой описывается путешествие, сопряженное с испытаниями, тверского купца Афанасия Никитина, прославившегося на всю Россию. Но был еще и наш земляк по фамилии Сафонов, прошедший девять морей. Сначала он попал в плен к татарам, которые продали его туркам, а те отправили гребца в галерные рабы. Только через 24 года ему удалось бежать и своим ходом с невероятными усилиями добраться до Воронежа. Здесь, по всей видимости, местное духовенство, узнав об этом героическом человеке, отправило его в Москву, где он несколько лет жил у патриарха Филарета. Рассказы нашего земляка о хождениях за моря были тщательно изложены на бумагу, и эти летописи дошли до наших дней.
«Сердцем» музея является Адмиралтейский зал, или зал петровских кораблей, где представлена богатая экспозиция их макетов. Здесь можно увидеть галеру в миниатюре. В целом, царь в стратегическом плане, как подчеркивает экскурсовод, большее предпочтение отдавал галерам, поскольку парусный флот зависел от направления и силы ветра. Галера же с ее универсальной весельной тягой могла плавать в любую погоду.
Следующий макет — это яхта, построенная голландцами по заказу Петра I. На ней он получил свой первый морской опыт, попав в шторм, когда отправился из Архангельска к Соловецким островам. Все закончилось благополучно, поскольку в команде были русские поморы, знавшие эти места, капризы погоды и сумевшие вывести судно невредимым из стихии.
«Изюминкой» коллекции является макет корабля «Гото Предестинация». По сути, он стал своеобразной рекламной акцией, демонстрирующей Европе наличие у русских собственного флота. Неслучайно на спуск корабля на воду были приглашены иноземные дипломаты ведущих европейских  стран. Причем царь лично сам участвовал в этом торжественном моменте, да и в целом строительство корабля велось под его личным контролем. Акция была успешной, поскольку вес России в глазах соседних стран вырос значительно.
И еще один интересный экспонат – макет подводного судна «Потаенное», построенного в 1720 году по чертежам  Ефима Никонова,  бочковых дел мастера. Согласно историческим сведениям, государь, после того, как мастер обратился к нему с челобитной построить судно, повелел дать денег, выделить место на верфи, предоставить лучшие материалы и лучших рабочих. Строительство шло не один год, проводилось несколько испытаний, причем Петр I, заинтересованный в этом сам, предлагал усовершенствовать судно и продолжать работу дальше. А когда царя не стало, проект оказался никому не интересен и так и остался  незавершенным. Самого же мастера сослали в Астрахань за растрату средств, заступиться за него было уже некому. По сути, Ефим Никонов пытался построить подводный корабль, но не хватало знаний и опыта, и над проектом еще предстояло работать. Первая же подводная лодка появилась в нашей стране только через двести лет, а вот сама ее идея, опередившая время, существовала еще при Петре I.

Любопытно то, что каждый экспонат в музее имеет свою историю, и о нем можно долго говорить. Останавливаемся у макета скорострельной пушки русского инженера Нартова. Уникальность ее в том, что стреляла она с двух сторон. Пока с одной стороны, почти как в стихотворении Лермонтова, туго забивали заряд, с другой – она уже выстреливала. Представлены штурмовые лестницы для взятия крепостей, кресло капитана на корабле петровской эпохи с гравировкой городов-портов, где он бывал. Можно посмотреть на орден Андрея Первозванного, учрежденный Петром I. Сам царь был награжден им шестым по счету, Меньшиков был пятым. Есть в коллекции и  медали петровской эпохи, которые вручали отличившимся  за военные заслуги.
Как известно, с давних пор существует спор между городами за звание колыбели русского флота. На это звание претендуют и Архангельск, и Переславль-Залесский. Вот как сам Петр I ответил на этот вопрос, причем в морском уставе, рукописный фрагмент которого здесь можно посмотреть. Собственноручно царь написал: «Усмотрено место корабельному строению угодное на реке Воронеж под городом того ж имени». И с 1696 года здесь началось  новое для России дело. Колоссальный опыт кораблестроения был впоследствии применен на Балтике для строительства Балтийского флота. Но и это еще не все. Уже после царствования Петра I в екатерининскую эпоху в Воронеже была создана Донская флотилия, которая стала костяком будущего Черноморского флота и основала город Севастополь. Сколько же интересного можно узнать в музее «Петровские корабли»!


На экскурсии была Ольга КОСЫХ



Поделюсь впечатлением
В.И. Астанин, председатель Союза строителей Воронежской области:
Благодаря энтузиазму Сергея Дмитриевича Наумова и его помощников в музее собран богатейший материал. У всех нас от его посещения появляется чувство гордости за Россию - великую морскую державу и кораблестроителей. Успехов сотрудникам музея в добром начинании.

Е.М. Чернышов:

– Экскурсия наполнила меня чувствами патриотизма и любви к родному городу. Как велика и значима его история. Я с удовольствием узнал, что музей активно посещают школьники, которые благодаря представленным экспонатам и интересному увлекательному рассказу экскурсовода познают его летопись. Считаю, что благодаря такому музею растет престиж нашего города, который по праву называется столицей Черноземья.

В.У. Коновальчук:

Для меня такой музей – самое настоящее открытие. Он обогащает духовно и детей, и взрослых. Я рад тому, что здесь бывают не только воронежцы, но и, как я узнал, представители Канады, Австралии, Израиля, Англии, Японии. Желаю, чтобы у музея крепли связи с учебными заведениями и, в первую очередь, школами. Думаю, что ученикам будет интересно изучать здесь историю благодаря  великолепным наглядным пособиям, я имею в виду экспонаты, которые здесь представлены.

В.И. Горюнов:

– Как это замечательно, что у нас есть такие люди, как Сергей Дмитриевич, меценат, организатор, который находит время для того, чтобы заниматься просветительской работой, поднимает столь важную патриотическую тему. Посещение музея особенно полезно молодым людям – они обязательно должны знать историю своей страны, своего города. Побольше надо организовывать экскурсий для школьников. Представляете, что значит для  мальчишек потрогать своими руками настоящую пушку. Музеем я восхищен. Считаю, что он должен находить всестороннюю поддержку у органов власти. Союзу строителей Воронежской области в лице Владимира Ивановича Астанина хочется выразить слова благодарности за организацию такой экскурсии.

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.