СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Как увеличить объемы жилья?

04 сентября 2019 года


Этим вопросом задаются сегодня все регионы страны. Достаточно серьезные задачи, поставленные Правительством и Президентом России, накладываются на непростую ситуацию в отрасли. И какие меры должны быть приняты в итоге – решать всем: и строителям, и власти. В нашей области план мероприятий  по увеличению объемов строительства и обеспечению выполнения намеченных показателей по вводу жилья разработан департаментом строительной политики. Обсуждение документа стало основным вопросом расширенного заседания совета Союза строителей, прошедшего на минувшей неделе.

Всем, кто не присутствовал на заседании, поясним – план мероприятий по увеличению объемов строительства создан с началом реализации нацпроекта «Жилье и городская среда», состоящего из четырех федеральных проектов. Один из них («Жилье») вошел в зону ответственности ДСП ВО. Основной показатель проекта, по которому будет оцениваться работа губернатора региона и органов власти, – объем ввода жилья. А, как известно, Президентом страны поставлена задача в 2024 году ввести 120 млн кв. метров жилья по России. Объемы серьезные (эксперты сейчас прогнозируют всего 75-78 миллионов), и потому каждый субъект Федерации получил свой плановый показатель.
Ключевые параметры плана, созданного ДСП ВО, озвучил заместитель руководителя департамента А.М. Кулешов. Выступая перед основными застройщиками региона, он призвал практиков к конструктивному диалогу, а если нужно, то и дискуссии, поскольку реализовывать задачи, поставленные Президентом, предстоит сообща.
– Нам доведен план, выполнить который мы не сможем, если будем работать так, как работаем сейчас, – сказал А.М. Кулешов. – И чтобы выйти не те позиции, которые наметило для области руководство страны, нужен хорошо проработанный план и серьезные усилия.
Заметим, что в созданный департаментом документ вошли шесть основных задач, 20 основных мероприятий и 159 мероприятий текущих, многие из которых укрупнены. Итак:

задача №1 – обеспечение эффективного использования земель с целью массового жилищного строительства;

задача №2 – совершенствование механизмов господдержки строительства многоквартирного и индивидуального жилья;

задача №3 – комплексное развитие свободных и застроенных территорий, ИЖС и сельских территорий;

задача №4 – достижение установленных плановых значений объемов ввода жилья;

задача №5 – реализация мероприятий по оказанию гражданам поддержки в улучшении жилищных условий;

задача №6 – решение общих системных вопросов развития рынка жилья.

Говоря о первой задаче, зам. руководителя областного департамента признал, что вовлечение земель в процесс жилищного строительства, в том числе комплексного – основная проблема, над которой предстоит работать. Главным вопросом тут станут критерии того, какие участки можно назвать неэффективно используемыми, дабы изъять их под нужды строительства. Работу над этим уже начали ДИиЗО и ДАиГ Воронежской области.
– После определения критериев следует провести инвентаризацию всех земель в областном центре и муниципальных районах (в первую очередь, прилегающих к Воронежу), – сказал А.М. Кулешов. – Результатом этой работы должно стать появление сводного реестра и перечня земельных участков на территории Воронежской области, которые можно вовлекать в оборот под жилищное строительство. Кроме того, необходимо понимание того, какие затраты требуются на обеспечение данных участков инженерией и социальными объектами, если речь идет о комплексном строительстве.

Говоря о задаче по совершенствованию механизмов финансирования и господдержки жилищного строительства, докладчик отметил успехи, которые достигнуты регионом в этом плане. Речь идет о федеральной программе стимулирования жилищного строительства и привлечении средств из федерального бюджета на строительство социальной инфраструктуры в кварталах с комплексной застройкой (Шилово, Отрадное, ул. Артамонова и т.д.) в рамках программы «Стимул».
– Объемы этих средств серьезные. Но если до сих пор деньги шли только на социальную инфраструктуру, то теперь мы надеемся, что Минстрой перейдет от слов к делу и направит средства на инженерное обеспечение площадок, – заявил он.
Отдельно, говоря об этой задаче, Артур Михайлович коснулся вопросов, связанных с электроэнергетикой.
– Всем известно, какая ситуация у нас с подключением к сетям. Поэтому мы планируем навести здесь определенный порядок, добившись синхронизации строительных инвестпрограмм МРСК Центра, а также выйти с этой структурой на конструктивный диалог, в ходе которого можно было бы понять, что происходит с мощностями в пределах нашего региона, – подчеркнул чиновник.
Как уже не раз сообщалось, все пиковые замеры показывают наличие больших объемов свободных мощностей. Но, будучи зарезервированными, они недоступны к использованию остальными участниками рынка. А в это время постановление Правительства РФ об изъятии неиспользуемых мощностей уже третий год «гуляет» по коридорам согласующих инстанций.
Департамент строительной политики намерен добиваться изменения ситуации – на уровне региона работать с управлением по регулированию тарифов и МРСК, а на федеральном – пытаться получить разъяснения от Минэнерго РФ.
Комплексное освоение застроенных территорий – еще один вопрос, требующий пристального внимания.
– Мы намерены задать в нем новый импульс, – поделился планами А.М. Кулешов, – активнее синхронизировать расселение аварийного жилья, сделав при этом упор на оказании адресной помощи. И ключевой здесь может стать программа «Комплексное развитие ИЖС», разработанная Минстроем и уже одобренная его общественным советом. В данный момент согласовывается объем средств на ее реализацию.
По словам зам. руководителя департамента, это новое направление в рамках нацпроекта создано в результате поручения Президента РФ от 17 июля, звучит которое так: «Обеспечить формирование земельных участков для предоставления под индивидуальное строительство и достижения объемов ввода, предусмотреть утверждение планов реализации комплексных проектов ИЖС на таких участках, включающих мероприятия по подготовке соответствующей инфраструктуры и индустриального строительства домов» (имеется в виду – индивидуальных).
– Располагая информацией Минстроя о том, что именно в данном направлении будут заложены средства на субсидирование инженерии, мы предпринимаем все меры, чтобы войти в эту программу, – отметил А.М. Кулешов. – А поскольку в данном поручении Президента идет речь и об индустриальном строительстве таких домов, то в регионе необходимо наладить выпуск домокомплектов различного исполнения – из дерева, кирпича или бетона. Если потребитель примет наши условия (освоение выделенного участка в течение трех лет), то появятся объемы работы и для строителей, – сказал он, завершая краткий обзор плана.
Последующее обсуждение темы затронуло целый ряд болевых точек. Руководители крупных компаний, отмечая актуальность подготовленного плана, желали все-таки внести в него конкретику.
Так, генеральный директор ОАО «Воронежагропромстройкомплект» депутат Воронежской городской Думы Н.Н. Образцов обратил внимание на невозможность перевода имеющихся участков в категорию земель под строительство.
Волновал руководителя компании и неоднократно обсуждавшийся снос аварийного жилья, при котором много вопросов вызывает коэффициент плотности застройки.
Не праздным был и вопрос по сетям. Компаниям, работающим на сносе, крайне важно сейчас понимать – прокладка сетей под строительство жилых домов будет дотироваться только в новых микрорайонах или в кварталах, подлежащих реконструкции...
Ответил строителю зам. главы администрации ГО г. Воронеж по градостроительству В.В. Левцев. Прежде всего, он сообщил о недавнем обращении региона  в Минстрой по двум вопросам: увеличению плотности застройки и софинансированию инженерных сетей. По словам заместителя мэра, финансирование инженерии планируется применить как к развитию новых территорий, так и к реконструкции застроенных.
– В Минстрое программа заработала. А здесь, на месте, чтобы помочь строителям, мы договорились с областным правительством о выделении городу 35 млн бюджетных средств на разработку проекта планировки территорий, – сообщил заместитель мэра. – Теперь надо решить, где взять участки под застройку? Наиболее реальными являются кварталы с ветхим жилфондом, отведенным под снос. И поскольку инвесторы не торопятся участвовать в таких проектах, помощь должна прийти со стороны города. Думаю, мы подключимся. Иначе в следующем году нечего будет вводить, – сказал он.
В продолжение темы А.М. Кулешов добавил, что при комплексной застройке территорий внешние сети будут строить за счет субсидий, вероятнее всего, уже со следующего года.
Актуальность готовящегося плана отметил депутат Воронежской облдумы председатель совета директоров ЗАО «Воронеж-Дом» П.И. Семенов. Но он указал и на наличие острых моментов, одним из которых является подключение к сетям.
– Получение мощностей – проблема, не находящая своего решения все последние годы, – сказал он. – Уже 20 лет мы говорим о создании центра комплексного развития площадок, а вопрос так и остается без решения. В результате, оказываясь один на один с монополистами, застройщики вынуждены решать его самостоятельно, – посетовал депутат.
Поддержал коллегу в этом и Н.Н. Образцов, напомнив, что в свое время администрация города работала с положением, согласно которому заказчик нес затраты на строительство сетей, не превышавшие пяти процентов. По мнению строителей, следует вернуться к этим правилам.
Генеральный директор ООО Специализированный застройщик «Стэл-инвест» В.В. Лукинов также отметил серьезный объем работы, выполненной при подготовке плана. Но, говоря о действенных мерах, без которых ситуацию не сдвинуть с места, внес ряд принципиальных предложений.
Прежде всего, они касались совершенствования правовой базы, необходимой для цивилизованного решения острых вопросов. В качестве примера Валерий Викторович привел ситуацию с расселением жильцов из ветхих кварталов. Известно, что отсутствие здесь четких правил за последние годы привело в тупик не одного застройщика, решившего работать на сносе.
– Это даже нельзя назвать рынком. «Воронежский Черкизон» какой-то, – посетовал руководитель. – Стоит ли удивляться, что компании, взявшиеся за расселение аварийных домов в областном центре, можно сосчитать на пальцах одной руки. Думаю, выражу мнение многих моих коллег, если скажу – только четкие законы способны помочь преодолеть эту давнюю проблему.
Свой взгляд на условия, позволяющие рассчитывать на рост объемов жилья, высказала и председатель совета директоров ГК «Крайс» Н.В. Казеннова.
По ее твердому убеждению, выйти на значительные показатели можно, прежде всего, за счет повышения платежеспособности населения, а значит, и спроса на квадратные метры. Увеличение платежеспособного спроса возможно за счет широкого спектра предложений по льготной ипотеке. Но, по мнению Натальи Владимировны, информацией об особенностях таких программ население владеет достаточно слабо (особенно это касается районов области) и для исправления ситуации нужна серьезная информационная работа.
Еще одно довольно перспективное направление, по мнению руководителя ГК «Крайс», - налоговый фриланс, успешно прорабатываемый сегодня в Санкт-Петербурге, Москве и Калуге.
Также в число предложений Н.В. Казенновой вошло привлечение в столицу Черноземья иногородних жителей, для которых необходимо разработать целый пакет предложений, например, льготные продажи квадратных метров, преференции тем, кто приедет со своим бизнесом и т.д.
Достаточно категоричным было выступление генерального директора АО «ДСК» А.И. Соболева, призвавшего реально смотреть на ситуацию и создать жизнеспособный документ.
Главный акцент Андрей Иванович сделал на задаче по поиску свободных площадок. Призвав уделить особое внимание федеральной собственности, он напомнил о землях Министерства обороны, которые сегодня легко уходят с молотка, но отнюдь не строителям. А в это время  есть реальные механизмы перевода их в муниципальную собственность и использования под строительство соцобъектов.
Судя по всему, руководитель ДСК серьезно проработал документ – у него нашлись предложения и по разделу об административных барьерах, и по развитию образования, и по видам будущих домокомплектов для ИЖС.
Как всегда, хлестким стало и выступление генерального директора ЗАО «ВКСМ» Б.Н. Затонского. Он коснулся больной темы взаимоотношений с сетевыми организациями. По мнению руководителя комбината стройматериалов, ситуация здесь более чем тревожная, учитывая, с какой легкостью наши ресурсы переходят в руки бизнеса, аффилированного за рубежом.
– В свое время мы в Союзе строителей занимались налаживанием отношений с Водоканалом. Подобные шаги были сделаны и в сторону газо- и энергоснабжающих организаций. А в итоге – монополия на основные ресурсы крепчает с каждым днем, и к попыткам строителей наладить диалог этот бизнес относится крайне прохладно. Сегодня фирма, владеющая воронежским Водоканалом, зарегистрирована в Люксембурге! Оттуда, из-за рубежа, нам диктуют условия использования того, что некогда создали мы сами (сети и водозаборы и т.д.). Есть предложение – по воде, газу, электроэнергии собрать расширенное заседание совета Союза с приглашением представителей ФАС. Лично мне хотелось бы услышать, прежде всего, главное – как так получается, что в годы СССР, когда работали десятки (!) воронежских предприятий, электроэнергии хватало, а сегодня оставшиеся единицы должны запускать свои линии ночью, когда тариф ниже?
Подводя итог обсуждению, председатель Союза В.И. Астанин высказал и свое мнение по поводу созданного документа.
– Мне кажется, чтобы говорить об увеличении объемов на уровне региона, нужен не план, а программа увеличения жилищного строительства, – заметил он. – От плана программа будет отличаться конкретными целевыми показателями, которые необходимо обозначить, прописав источники финансирования. Взять хотя бы наш АПК, прославившийся своей работой на всю страну. В нем работает программа субсидирования производительности, стимулирующая именно те направления комплекса, которые требуют поддержки – семеноводство, животноводство, земледелие...
 Так же нужно поступать и нам – четко определить, что стимулировать, и именно туда направлять финансирование в первую очередь. К примеру, если  компания идет на развитие застроенных территорий – получает средства на строительство внешних сетей. И так далее. Нужно быть реалистами – такие документы способны изменить ситуацию к лучшему только с учетом финансирования. Вспомните, как семь лет назад в нашей области разрабатывалась программа стимулирования строительной деятельности. Чем все закончилось? На финансирование не дали ни копейки. Вот и результат…
В то же время недавно губернатор Воронежской области сделал программное заявление, сказав: «В АПК мы достигли пика – перемещаемся на промышленность». Хочется надеяться, что это каким-то образом затронет и промышленность стройматериалов.
Поэтому, если мы хотим, чтобы строительный комплекс сделал серьезный рывок – надо дать ему возможность развиваться. А план хороший, и спасибо департаменту, что он выносит такие документы на обсуждение строительного сообщества. Без мнения практиков подобные разработки, как правило, не работают, – сказал в заключение председатель Союза.
В свою очередь А.М. Кулешов заверил собравшихся в том, что сегодняшний план – предшественник рабочей программы. И если он будет утвержден, то конкретная работа продолжится. Естественно – с учетом мнений всех участников процесса.
Мы будем следить за процессом подготовки столь серьезного документа.

Зоя КОШИК
  







© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.