СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Монополистам, как всегда, закон не писан?

27 ноября 2018 года


Стопроцентный рост цены на щебень, 30% - на арматуру и 15% на цемент – очередная реальность из мира монополии. Когда конкуренты сходят с рынка, а спрос продолжает оставаться высоким – очень велик соблазн взять от ситуации по максимуму. И, как показала практика, сопротивляться соблазну поставщики металла, щебня и цемента не стали. Так, едва украинский щебень перестал поставляться на наш рынок, местные производители оперативно заняли позиции хозяев положения. А строительство обхода Павловска и вовсе пролилось на них «золотым дождем». Как обернулась эта ситуация для строительного комплекса региона и особенно для производителей ЖБИ, мы уже недавно рассказывали. Серьезно затронула проблема и работников дорожной отрасли.

Создав дефицит, извлечь максимальную выгоду?
На минувшей неделе в Союзе Строителей Воронежской области состоялось заседание секции дорожников, цена на щебень для которых столь же актуальна. Кроме руководителей дорожных организаций в нем приняли участие представители департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области - заместитель руководителя А.Ф. Сапронов и начальник отдела В.С. Манаускас, а также председатель Правления Союза дорожных организаций Воронежской области А.В. Глагольев.
Открывая заседание, председатель Союза В.И. Астанин рассказал собравшимся о тех мерах, которые к настоящему времени уже предприняты объединением работодателей.
«В конце августа к нам обратились руководители предприятий по выпуску ЖБИ, обозначившие остроту проблемы роста цен на составляющие их продукции, - сообщил он. – Мы провели заседание секции производителей стройматериалов, по результатам которого в оперативном порядке были сделаны шаги, нацеленные на привлечение внимания к ситуации федерального центра. Собрав необходимые данные о росте цен и проанализировав последствия, к которым может привести такая ситуация, Союз подготовил и направил обращение в адрес председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. И, надо сказать, реакция федерального центра не заставила себя ждать – через месяц пришел ответ из Минпромторга и Федеральной антимонопольной службы».
 Рассказывая представителям дорожной отрасли о том, что сделано к настоящему моменту, В.И. Астанин попросил их изложить собственный взгляд на возможность преодоления проблемы.
- Обратившись в Правительство Российской Федерации, Союз Строителей получил оперативный ответ. И хоть его содержание отнюдь не вдохновляет, сам факт оперативного реагирования показателен, - заметил Владимир Иванович. – Может, есть смысл объединить усилия дорожных организаций, строителей и производителей ЖБИ, чтобы совместно добиваться перелома ситуации?

Проблема не ходит одна…
По мнению дорожников, шаги, направленные на изменение ситуации, нужны, и как можно быстрее. Единственное, в чем работники отрасли не уверены, так это в том, что обращение в федеральный центр даст ожидаемый результат – поможет наладить взаимовыгодные отношения с поставщиком того же щебня. Оказывается, у них уже был опыт выхода на власть два года тому назад – с ее помощью дорожники пытались умерить зарвавшегося монополиста. В итоге он  просто хлопнул дверью. А поскольку сегодня на рынке поставок выбирать практически не из кого, рисковать договорами, по мнению дорожников, решится не каждый.
К тому же, как выяснилось, возросшая стоимость щебня – не единственная проблема, возникшая перед его потребителями в нынешнем году.
Теперь, чтобы доставить закупленный материал из Павловска, необходимо принять участие в аукционе на право его перевозки (оплатив при этом 10% от общей суммы). Или же сразу согласиться на услуги дочерней компании ООО «Павловск Неруд». Многие из дорожных организаций, располагая большегрузами, идут на аукцион, тратят время (а отсрочки по платежам у поставщика, разумеется, нет), но демпинг цен выводит организатора аукциона на позиции, выгодные исключительно ему. И повлиять на поставщика, призвав на помощь букву закона, не представляется возможным.
- Мы не требуем скидок в 50 процентов, - говорят дорожники. – Бизнес есть бизнес, и тут нужен только компромисс. Единственное, о чем хотели бы просить поставщика, так это о разумном снижении цены, возможности отсрочки платежа и отмене пресловутых аукционов. С появлением новой схемы наша техника простаивает (тогда как в межсезонье – самое время завозить материалы), а водители, оставшись не у дел, просто уходят…

Контакты есть, и их пора задействовать
Анализируя сказанное членами секции, В.И. Астанин предложил собрать за столом переговоров непосредственных участников процесса.
Собравшиеся согласились с таким подходом, подтвердив, что диалог заинтересованных сторон способен помочь там, где существующий закон, увы, бессилен.

Когда позже стало известно, информацию об итогах работы секции В.И. Астанин изложил заместителю губернатора – первому заместителю председателя правительства Воронежской области В.А. Шабалатову. Зампред правительства принял решение провести встречу с руководством ООО «Павловск Неруд» при участии основных потребителей гранитного щебня под своим председательством. Таким образом, шансы на достижение компромиссов в этом случае значительно повышаются.


Зоя КОШИК

© 2007 - 2019 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.