СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Консультанты для муниципалитетов

30 августа 2018 года

Выбрать

23 августа в областном управлении архитектуры и градостроительства в рамках стратегической сессии для заместителей глав и главных архитекторов муниципальных образований региона состоялось выступление Олега Зори, директора Центра компетенций по вопросам городской среды Минстроя России. На встрече обсуждалась организация в Воронежской области Центра компетенций и его возможная роль в реализации Приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

Как рассказал г-н Зоря, Центр компетенций появился в апреле этого года в связи с необходимостью повышения эффективности реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Он пояснил, что, по статистике Минстроя, наиболее прорывные успехи в части благоустройства делают те регионы, где есть проектные офисы, оказывающие содействие муниципальным образованиям в части формирования комфортной городской среды. «Сегодня все научились делать красивые картинки, а вот социально-экономические расчеты от эффекта благоустройства, технологии взаимодействия с населением, технология привлечения бизнеса – то есть умение объяснять бизнесу, куда вкладывать деньги и что он от этого получит – всему этому нам предстоит учиться, – отметил директор Центра. – Жителям надо будет объяснять то же самое. Мы видим, что самая эффективная реализация программы комфортной городской среды – там, где жители вложились в свой двор. С этим проектные офисы помогают муниципальным образованиям». Отдельно он отметил проблему недобросовестных поставщиков, которая, по его наблюдениям, появляется вследствие некорректно составленных технических заданий, оставляющих возможности для манипуляций.
На основе этих предпосылок и был создан Центр компетенций по вопросам городской среды Минстроя России. Как рассказал его директор, «собраны лучшие практики работы проектных офисов и сделана целевая модель универсального центра компетенций, прописан его функционал, то, каким образом в каких регионах он сделан, на базе чего. Последнее каждый регион решает сам: где-то проектный офис создается на базе вуза, где-то это некоммерческая организация, действующая за счет частных спонсоров или регионального бюджета», - пояснил выступающий. Затем он подробно коснулся нюансов освоения данных наработок.
«Как я уже сказал, мы собрали лучшие практики, упаковали их в одну методичку. Однако понятно, что в Воронеже, Чечне, Магадане и Казани могут быть совершенно разные ситуации. Поэтому мы как Минстрой России не стали навязывать регионам какую-то определенную модель, зная и понимая, что все это может закончиться простой формальностью. Поэтому сейчас работаем с теми регионами, где действительно видим заинтересованность, чтобы это был не условный экспертный совет, который раз в год соберется посмотреть проекты, что-то великое посоветует и разбежится, а ваши помощники, консультанты, которые будут реально содействовать вам в формировании городской среды».
Далее чиновник кратко обрисовал четыре основные темы для обсуждения: «Первая история – функционал Центра компетенций, что из него убрать – или, наоборот, добавить. Вторая – его полномочия, прежде всего чтобы подтвердить: это не какой-то контролирующий орган власти, а действительно консультанты. Третья – сценарий вашего взаимодействия с Центром компетенций, помимо личных встреч. Что вам нужно – чат в WhatsApp, электронная рассылка, портал? Как сделать так, чтобы для вас и для центра эта работа не была обременительной? И четвертое – мы посмотрим, какие образовательные блоки вы хотели бы, чтобы у вас были в этом и следующем году?»
Олег Зоря также максимально подробно описал, что такое Центр компетенции с функциональной точки зрения. «Первое направление – это содействие, консультационная поддержка муниципалитета в его работе. Ответственность за выполнение программы никто с вас снимать не будет, но Центр может помочь вам сделать дизайн-проект, вычитать и правильно подготовить технические задания, подготовить комплексную документацию на различные конкурсы, работать с населением... Подчеркиваю, что помогать могут не с точки зрения проектной документации, цифр – они занимаются содержанием, контентом – архитектурными решениями, решениями с людьми.
Второе направление – экспертный совет и методическая функция. У вас наверняка есть экспертный совет, который занимается формированием комфортной городской среды, и никто параллельный орган создавать не будет – здесь речь идет о том, что этому совету нужно определенное курирование, работа с экспертами, чем и будет заниматься Центр. Методическая же функция состоит в том, что Центр компетенции будет аккумулировать всю историю правильной, хорошей практики, описывать и складировать ее так, чтобы вам удобно было работать.
Третий момент – информационная функция. Вы все знаете, что ЖКХ меняется, а программа комфортной городской среды касается не только создания новых общественных пространств, но и, прежде всего, людей, которые их используют. Эти люди должны быть осведомлены о вашей работе. Сейчас требуется, чтобы каждый муниципалитет выкладывал информацию об этой деятельности на свой сайт. Но скажите, как часто ваши граждане, особенно молодое поколение, заходят на эти сайты? Скорее всего, редко. В итоге о негативе, который возникает, знают практически все (негативные сценарии разбегаются очень быстро) и лишь немногие – о том, что вы запустили новые прекрасные проекты, что у вас есть два победителя в конкурсе «Малые города и исторические поселения» и что приз одного из них сравним с его годовым бюджетом. При этом с помощью студентов журфака, пиарщиков и т.д. можно осветить такие моменты более подробно и разносторонне.
И четвертое направление – вовлечение молодежи. В сентябре мы запланировали создание молодежного проектного офиса совместно с Воронежским архитектурно-строительным университетом. Я знаю, что у вас уже проводится огромная работа со студентами, муниципалитеты в очередь стоят за талантливыми ребятами – но мы хотим эту работу сделать более масштабной, сделать из них действительно проектный офис, а не распределение студентов на практику».
Чиновник отметил, что, исходя из опыта Центра компетенций по вопросам городской среды Минстроя России, это исчерпывающий и даже, возможно, несколько избыточный перечень функциональных полномочий регионального центра полномочий.
В завершение встречи состоялось обсуждение различных аспектов деятельности центров компетенции, по итогам которого участники предложили ряд дополнений с учетом реалий Воронежской области.



Всеволод КОВАЛЕВ

© 2007 - 2018 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.