СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Дерзайте, пока молодые, на просторах России!

16 февраля 2018 года

На прошлой неделе в бизнес - инкубаторе Воронежского ВГТУ состоялась встреча ветеранов строительного комплекса области со студентами четвертого и шестого курсов строительного факультета, которые планируют в ближайшее время трудоустроиться в этой сфере. На встрече присутствовали А.М. Муравьев, генеральный директор Союза Строителей Воронежской области, С.П. Сергеев, генеральный директор ООО «Воронежгражданпромстрой», Б.И.  Ташлыцкий, генеральный директор ОАО «Луч», А.Т. Полянских, генеральный директор АО «Завод ЖБИ-2», В.Л. Чернышов, генеральный директор АО «Воронежстрой», А.Д. Никулин, генеральный директор АСРО «Строители Черноземья», М.П. Смирнов, генеральный директор ВРО ООО «РОИС», В.В. Говоров, заместитель генерального директора ООО ИК «Новые технологии дорожного хозяйства», Е.В. Яковлев,  заместитель генерального директора ООО СК «Воронежстрой»,  В.И. Горюнов,  В.С. Чепляев, В.Я. Левин.

Разговор студентов и ветеранов удался. У ребят было много вопросов,  связанных с трудоустройством — перечислять их нет смысла, поскольку они перекликались между собой. Руководители, не скрывая, обрисовывали непростую экономическую ситуацию, которая сложилась в отрасли и самым непосредственным образом коснулась их организаций. А главное, они на собственном примере рассказали студентам о том, как «строили» свою трудовую биографию, как смогли добиться успеха.
Вместе с тем сложилось впечатление, что молодые люди не совсем ориентируются в реалиях сегодняшнего дня. Да, их основная задача — постичь мир науки, заручиться знаниями. Но овладевая теорией, они оказались  оторванными от жизни. А события в ней и, прежде всего, в отрасли меняются с молниеносной силой. Поэтому сегодняшний разговор оказался как нельзя кстати. Во всяком случае, он должен помочь без пяти минут специалистам сделать для себя соответствующие выводы, подтолкнуть к поиску возможных вариантов трудоустройства уже сейчас, а не через полгода, когда будет получен диплом, и стены вуза останутся позади.
Б.И. Ташлыцкий, выступая перед студентами, отметил, что за 22 года его директорства численность организации в силу сложившихся экономических причин  уменьшилась с 1200 человек до 220. Предприятие всегда выполняло не только отделочные, но и общестроительные работы. Одержав победу на конкурсах, ОАО «Луч» построило общежитие ВГУ, участвовало в возведении Новохоперской районной больницы, реконструкции областной клинической больницы, других объектов. И, конечно же, постоянно поддерживало связь с вузом, поскольку всегда должен быть приток свежей рабочей силы.
- Три года назад мы взяли на работу молодых специалистов Кирилла Гаврилова и Олега Полиевктова. Хорошие ребята, серьезные, - рассказал Борис Исаакович. -  Трудятся прорабами и одновременно продолжают учиться в магистратуре. Создали им условия, отпускаем на учебу. Думаю, что толк из таких целеустремленных ребят обязательно будет.
Или другой пример. Два года подряд в организации проходят практику Гриша Кустов, сын нашего главного инженера, и его друг Михаил Чертов. Так вот,  после ее окончания они в течение летних каникул остаются  работать у нас мастерами. Набираются опыта.
Что касается основных рабочих – отделочников, то сегодня, и Б.И. Ташлыцкий посетовал по этому поводу, количество профессиональных училищ в Воронеже, которые их готовят, значительно сократилось. Вот почему коллектив состоит, в основном, из «старожилов», тех, кто проработал по 30-40 лет. Как обстоит дело с молодежью? Приходит, но не много, и ее обязательно стараются научить практическим навыкам. А вообще, сегодняшнее время, по мнению руководителя, выявило много проблем с подготовкой кадров специалистов. Он привел пример, когда несколько лет назад в ОАО «Луч» пришли по распределению Воронежского государственного профессионально-педагогического колледжа  мастера. Проработав буквально месяц, они написали заявление, сказав, что уходят торговать в киоск. Там ведь значительно комфортнее в плане бытовых удобств. Люди оказались совершенно не подготовленными психологически к работе на стройке.
- Если сравнить систему подготовки кадров в советское время и сейчас, то это небо и земля, - говорит Борис Исаакович. -  Мы познавали практику в стройотрядах, знакомились со стройкой, как говорят, изнутри. Готовили себя морально к тому, что придется работать «и в снег, и в ветер». И на объект, уже после окончания вуза, приходили не в роли новичков. Поэтому сегодня, когда у многих выпускников отсутствуют практические навыки, не каждый руководитель согласится взять их на работу.
Тему, обозначенную Б.И. Ташлыцким, продолжил В.Л. Чернышов. Свои слова он адресовал студентам:
- Надо честно признать, ваше трудоустройство приходится на сложное время. Воронеж, как никакой другой город «перекормлен» строительными организациями. Несмотря на всевозможные кризисы, у нас до недавнего времени ни на один день не останавливалась работа на объектах. Подъемные краны были видны по всему Воронежу, в отличие, к примеру, от Орла, других соседних регионов. Там их – единицы.
В сегодняшних экономических условиях, когда в городе имеется  около 15 тысяч  непроданных квартир, как сообщил Владимир Леонидович, строительная отрасль региона дала некоторый сбой. Не реализуются квартиры – отсутствуют оборотные средства у застройщиков, на которые они дальше развивают свое производство и возводят новые объекты. Нет объектов – исчезает потребность в рабочей силе. В этом и состоит причина сокращений работников, которая коснулась многих компаний. Понятное дело, что в режиме экономии средств вопросы трудоустройства молодых специалистов на некоторых предприятиях даже не рассматриваются. Получается, что если два-три года назад руководители организаций могли взять их к себе на работу, то сегодня им приходится расставаться с собственными кадрами. Так как же быть молодым людям?
По мнению В.Л. Чернышова, есть смысл искать работу в других регионах. Уезжали же в советские годы специалисты по распределению в самые разные города страны. К примеру, В.В. Говоров, бывший руководитель ФКУ «Черноземуправтодор», начинал свою трудовую биографию в Карелии. Отправился туда по окончании ВИСИ. И сегодняшним студентам он также посоветовал дерзать в пределах «матушки - России».
Вовсе необязательно начинать строить свою карьеру с инженерной должности (если не будет таковой), можно, по словам Владимира Леонидовича, устроиться, к примеру, мастером, со временем перейти в прорабы.  А через год-другой вполне возможно, что инженеры-строители снова будут востребованы и в Воронеже.
- А вообще, у каждого из вас должна быть харизма, - сказал он, обращаясь к студентам. – Важно раскрыть свой потенциал. Успех вашей карьеры будет зависеть от того, как вы покажете себя в коллективе. Оценивать вас будут не только за знания и практические навыки, но и за умение руководить коллективом, найти нужный подход к любому человеку.
В.Л. Чернышов напомнил старую советскую схему роста кадров. Молодого специалиста назначали мастером, потом, после достижения им определенных успехов, - старшим мастером, затем прорабом. Так постепенно он шел по служебной лестнице вверх. Кстати, во многих организациях такая схема присутствует до сих пор. Что касается партийных, советских  органов, то вопрос назначения на должность решался так:  перед первым секретарем обкома или горкома КПСС выкладывались характеристики сразу нескольких кандидатур с личностными показателями, и он решал, кому отдать предпочтение. Выбор падал на того, кто больше всего соответствовал рассматриваемому участку работы, опять же с учетом личных данных. Причем такой системы  многие руководители придерживаются и сейчас. Сам В.Л. Чернышов до того, как возглавил  АО «Воронежстрой», много лет проработал в партийных органах, был председателем Ленинского райисполкома.
 Впрочем, трудовая биография каждого из присутствующих на встрече руководителей – это ответ для молодежи на вопрос: «Делать жизнь с кого?» Нет, не сразу стали они директорами предприятий, до этого прошли самые различные ступени профессионального роста, многие начинали с рабочей специальности. Допустим, А.Т. Полянских еще во время учебы в ВИСИ работал на железобетонном заводе №1. В 60-е годы было такое правило: студенты три дня в неделю учились, три дня – трудились на производстве. И  тонкости изготовления железобетонных изделий, которые потом были необходимы ему как руководителю, он познал не столько из учебников, сколько из той, самой первой в его жизни практики. Об этом  Александр Тихонович говорил на встрече с будущими специалистами. Сегодня завод ЖБИ-2, которым он успешно руководит уже 35 лет, является одним из немногих предприятий в области, сумевших  удержаться на плаву. Было  время, и А.Т. Полянских не раз рассказывал об этом,  когда из-за недостатка опыта он, находясь на посту начальника цеха, работал по  18 часов в сутки. Руководство, видя упорство молодого специалиста, продвигало его по служебной лестнице. Такой же трудовой путь – от сварщика до руководителя заводов железобетонных изделий Воронежа - прошел А.М. Муравьев. Работал в управлении строительной политики Воронежской области. Аналогичным был карьерный рост у легенды Воронежского автодора В.В. Говорова –  начинал с должности дорожного рабочего. Выступая перед студентами, он поддержал мнение В.Л. Чернышова о том, что молодые люди, придя в коллектив, должны  показать себя как личности. И это еще один из возможных вариантов трудоустройства, о которых говорили ветераны на встрече со студентами. Так, может, действительно, стоит пойти по этому пути?
- Конечно, у нас было другое время, - сказал, дополняя своих коллег А.Д. Никулин. - Основная масса выпускников шла на производство, да она и не мыслила себя вне избранного пути. И мы хотели быть хорошими специалистами. Старались учиться, занимались самообразованием. Сегодня, и вы это знаете лучше, - обратился Александр Дмитриевич к студентам, - многие пришли в вуз лишь за тем, чтобы получить высшее образование и диплом. Хорошо, если третья часть собирается работать по специальности.
А.Д. Никулин говорил об утратившей себя сегодня системе наставничества. Раньше после окончания института выпускники должны были отработать три года по распределению, за ними обязательно закреплялись наставники из числа опытных сотрудников, которые помогали им в становлении. Молодых специалистов как бы растили.
- Сегодняшнее  четырехгодичное обучение, каким является бакалавриат, и это признают все, не дает нужного эффекта, - продолжил он. -  Получается так, что даже у выпускников колледжа, когда они приходят на стройку или производство, больше практики, чем у бакалавров. Наставничества нет.  Поэтому, я считаю, что сегодняшние студенты, начиная с первого курса должны думать о том, где и как пройти практику, раз уж им предоставлена самостоятельность в этом плане, и обязательно учиться быть руководителем. Готовить себя психологически к этому. И хорошо знать свою сферу.
Как бы в подтверждение этой мысли на встрече один из вопросов от студентов (уже из практической области)  звучал так: «Как избежать несчастного случая на производстве, какие на этот счет есть рекомендации?»
- Прежде всего, нужно соблюдать правила техники безопасности, - ответил В.Л. Чернышов, поскольку вопрос был адресован ему. - Ваша задача как мастеров, если, допустим, вы придете на эту должность на производство, – не отходить от людей. У меня не удержались на работе несколько мастеров по какой причине? Пришли на объект, посмотрели - все рабочие трудятся на своих местах, и – в бытовку. Там интернет, чай, кофе. Через два часа – новый обход. А другие, наоборот, не отходят от людей. Это вовсе не значит, что надо, как говорят, стоять над душой. Нужно, чтобы рабочие у мастера были постоянно в поле зрения. А если построили, допустим, лифтовую шахту, ее надо тут же немедленно перекрыть, чтобы никто не оступился. Это элементарные правила, о которых не надо забывать.
- Нашему поколению повезло больше, - сказал, как бы подытоживая встречу В.С. Чепляев. – В советские годы страна была единой стройкой. В Воронеже насчитывалось около 10 железобетонных заводов, в каждом районе области – две, а то и три строительных организаций. Сегодня ситуация изменилась. Теперь уже нет таких объемов строительства. А значит, и это должны понимать руководители системы образования, уже не нужно такое количество инженеров-строителей. Конечно, эта профессия востребована всегда, и вся ваша жизнь должна быть постоянной стройкой, - обратился он к студентам. – Как найти свое место в ней? Постоянно учиться и уметь перестраиваться. Кто не способен воспринимать реальность, тот окажется на обочине. Сложно устроиться по специальности? Ищите себя в сфере ЖКХ, там нужны инженеры, или в дорожном хозяйстве. Изучите и этот вариант трудоустройства. Лучше всего начинать карьеру в сложившейся, стабильной организации. И учитесь у бригадиров, рабочих, я говорю вам об этом, исходя  из собственного опыта.
Валерий Серафимович привел пример профессионального роста генерального директора ООО «ВМУ-2» Е.И. Какунина. Несколько лет назад тот не побоялся взять на себя ответственность на таком сложном и важном участке, как строительство Новохоперской районной больницы, где он был начальником участка. Объект был сдан вовремя и с хорошим качеством. «Человек проявил себя с самой лучшей стороны, - добавил В.С. Чепляев. – Это в определенной мере сыграло роль  в его продвижении по служебной лестнице. Будьте и вы активны. Желайте себе этого. И у вас обязательно все получится».


Ольга КОСЫХ

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.