СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

В.И. Алферов: «Пришедший в отрасль не покинет ее никогда»

12 октября 2017 года

Воронежский филиал ФАУ «РОСДОРНИИ» - член Союза строителей Воронежской области с 2006 года. А несколько месяцев тому назад его директор - доктор технических наук В.И. Алферов вошел в обновленный состав совета Союза. Мы попросили Виктора Ивановича поделиться своим мнением о работе Воронежского филиала «РОСДОРНИИ» и рассказать, благодаря чему удается сохранять крепкие позиции в условиях высокой конкуренции и серьезных задач, которые выдвигаются федеральным центром.


- Виктор Иванович, по случаю приближения профессионального праздника российских дорожников хотелось бы узнать, каково положение дел сегодня в отрасли?
- Ситуация с дорогами в стране меняется в лучшую сторону. Правда, это больше касается федеральных трасс и городских агломераций. За последние четыре года доля федеральных дорог, соответствующих установленным нормативам, увеличилась с 39 до 71%. Сложнее обстоит ситуация с региональной и местной дорожными сетями – они приводятся в порядок гораздо медленнее. Содержание свыше 516 тыс. км региональных дорог нашей страны финансируется всего на 32% от необходимого, а ремонт - на 27%.
И здесь все зависит, прежде всего, от ресурсного обеспечения и готовности муниципальной власти направлять этот ресурс на дороги. Чтобы поменять ситуацию необходимо повышать наполняемость региональных и местных дорожных фондов, а затем разумно их расходовать.

- Что делается государством для улучшения данной ситуации?
- Потенциал отрасли направлен на реализацию приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», стартовавшего в 2016 году. Он составлен в целях исполнения решений, принятых на состоявшемся под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Проектом поставлены достаточно амбициозные цели, которых не добиться без их тщательного исполнения и многоуровневой системы контроля со стороны федеральных дорожников, региональных властей и общественности. В проекте принимают участие 37 городских агломераций (города и их пригороды в пределах 50-100 километров) с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

- В чем суть данного проекта, и каких результатов следует ожидать?
- Он основан на принципе улучшения дорожной ситуации в крупнейших городских агломерациях (в том числе и Воронежской). С ходом реализации проекта на этих территориях через год протяженность дорожной сети, соответствующей нормативам, увеличится до 50%, а в 2025-м - до 85%.

- Каков был объем соответствия нормативам в конце 2016 года?
- В среднем - 38%. Оставшиеся 62 процента - не бездорожье, но, определенно, оставляют желать лучшего. По нормативам на дорожном покрытии не допустимы ямы, колейность и дефекты. А еще дорога должна быть обустроена средствами обеспечения безопасности движения.
Такая организация процесса позволит наладить более эффективное взаимодействие, спроецировать федеральный опыт на уровень регионов, а оттуда – в крупнейшие города. То есть государственным приоритетом является необходимость отремонтировать и привести в нормативное состояние всю действующую дорожную сеть.

- Как это отразится на дорогах нашего региона?
- К концу 2018 года в Воронежской городской агломерации нормативным требованиям должны соответствовать 66,6% протяженности автомобильных дорог, а количество мест концентрации ДТП на ее дорожной сети - снизиться на 50,0% по сравнению с 2015 годом. На сегодняшний день произведен ремонт 65 улиц Воронежской городской агломерации, общей протяженностью более 100 км:
- ликвидированы колей глубиной до 50 мм и другие неровности;
- произведена укладка выравнивающего слоя и нового слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия.
Ликвидировано 50 мест концентрации дорожно-транспортных происшествий:
- восстановлена дорожная разметка на проезжей части на 25 участках, общей протяженностью 163 м;
- установлено 58 дорожных знаков на 23 участках;
- обустроено освещение на 3 участках;
- установлено 368 м турникетного ограждения;
- обустроено 24 остановки общественного транспорта в соответствии с требованиями нормативных документов.

- Насколько задействованы силы Вашей компании в достижении целей, поставленных программой?
- В рамках реализации программы комплексного развития транспортной инфраструктуры мы выполняем работы по диагностике улично-дорожной сети Воронежской, Липецкой и  Тульской городских агломераций и лабораторному испытанию физико-механических свойств образцов асфальтобетонного покрытия.
Специалисты Воронежского филиала «РОСДОРНИИ» осуществляют строительный контроль на участках федеральной сети автомобильных дорог, используя сертифицированные дорожно-строительные лаборатории, в которых осуществляются анализ и проверка соответствия  данных участков нормативно-техническим документам.

- К тому же, вы активно выполняете серьезные объемы основного заказчика - ФКУ «Черноземуправтодор». Каков охват территорий осуществляется филиалом на сегодняшний день?
- В данный момент мы работаем на 24 объектах Воронежской, Липецкой, Тамбовской, Волгоградской и других областей. Инженеры-резиденты находятся там постоянно во время производства работ, контролируя действия подрядчиков. В связи с возросшим объемом работ и расширением географии деятельности филиалу переданы специальные передвижные дорожно-строительные лаборатории на базе автомобилей Форд Транзит, Фиат и Пежо.  Мобильные лаборатории укомплектованы средствами измерений и оборудованием: буровыми установками, прессами, термостатами, плотномерами и т. д. В нашем распоряжении также - уникальные передвижные строительные лаборатории на базе блок-бокса типа «Север».
Для улучшения качества выполняемых работ используются методы неразрушающего контроля. В работе задействован целый ряд самых современных приборов, позволяющих с высокой точностью определять запрашиваемые параметры.
 Помимо контроля дорожных работ специалисты филиала отслеживают устройство надземных пешеходных переходов, актуальность которых увеличилась при возрастании транспортного потока и снижении дисциплины участников дорожного движения (как водителей, так и пешеходов).
Нельзя не сказать и об успешном выполнении работы на важном и значимом для региона объекте: Воронежский филиал «РОСДОРНИИ» осуществлял строительный контроль при  проведении подрядных работ по реконструкции автомобильной дороги М-4 «Дон» на участках км 492,7 – км 517  и  км 518 – км 544  по заказу ГК «Автодор».

- Объекты, действительно, значимые, и прозвучавшие в средствах массовой информации…
- Глава Госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах, посещая наш город, отметил, что  в Воронежской области проекты реализуются «слаженно и быстро, что возможно только в случае эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон». Слаженно и быстро, а главное качественно и надежно проекты строительства, реконструкции и капитального ремонта федеральных автомобильных дорог реализуются в значительной степени благодаря профессионально организованной службе строительного контроля, осуществляемой специалистами Воронежского филиала «РОСДОРНИИ». Наши работники постоянно проходят дополнительное профессиональное обучение, подтвержденное сертификатами российского и международного стандартов. 25 человек имеют удостоверения о повышении квалификации по профильным направлениям деятельности, трое - сертификаты на осуществление функций инженера в международных контрактах ФИДИК, еще два человека обучаются в аспирантуре.
На базе филиала регулярно проводится обучение сотрудников отдела строительного контроля и лаборатории  с привлечением представителей заказчиков: ГК «Автодор», ФКУ «Черноземуправтодор»; ФКУ «Росдортехнология» и ВГТУ.
Также на протяжении многих лет мы сотрудничаем с вузами региона по развитию в области науки, инновационной деятельности и подготовки кадров. Ежегодно в филиале проходят практику (с последующим трудоустройством) студенты и выпускники дорожно-транспортного, строительного и других факультетов Воронежского ГАСУ, ныне ВГТУ.

- Проблемы какого плана приходится преодолевать в столь непростой работе?
- До недавнего времени одной из наиболее серьезных проблем был демпинг цен на выполнение строительного контроля, исходящий от некоторых недобросовестных участников открытых конкурсов. Сегодня, благодаря совместным усилиям органов управления дорожным хозяйством, заказчиков и добросовестных исполнителей, ситуация во многом нормализовалась, и при отборе претендентов учитываются главным образом деловые качества подрядных организаций, их опыт и производственный потенциал.

- В связи с этим, что бы сказали Вы, человек, проработавший в отрасли десятки лет,  молодым ребятам - студентам автодорожного факультета? Стоил ли связывать с ней всю свою жизнь?
- Как практик, занимающийся в том числе и научными разработками, могу сказать им только одно - с каждым годом работать в отрасли все интереснее. Инновации приходят одна за другой. Мы уже не смотрим с завистью на Запад, а активно создаем и применяем передовые технологии. В нашей стране наиболее актуальны технологии, минимизирующие последствия резких температурных перепадов, а также увеличивающие прочность покрытия, испытывающего большие динамические нагрузки. Это всевозможные модификации асфальтобетонных смесей, износостойкие конструкции покрытия, композитные материалы.
Внедряется метод объемного проектирования, позволяющий на основе геологических изысканий конструировать оптимальные опорные инженерные сооружения и производить точный подбор компонентов в зависимости от особенностей того или иного региона. Как показывает практика, это позволяет повысить срок службы дорожного покрытия на 20-40%.
Еще одно новшество - BIM, при его использовании технологии закладываются еще на этапе проектирования. Такой подход позволяет разработать несколько вариантов проекта, оценить их стоимость, сроки строительства и специфику эксплуатации.
Интенсивно разрабатываются стандарты в области перехода на новые межремонтные сроки. Близко то время, когда срок службы дорожных одежд после планового ремонта достигнет 12 лет, а после капитального – до 24!
Не менее важное направление - обустройство специальных защитных слоев износа, предохраняющих поверхность трассы от повреждений. Сегодня в России применяются все известные тонкие слои износа, слои из асфальтобетона; шероховатая поверхностная обработка и нанесение специальных пропиток, восстанавливающих свойства битумного вяжущего. Продлевать межремонтные сроки также помогает технология санации трещин.
Увеличение продолжительности службы дорожного покрытия изменит структуру затрат: увеличится общий объем средств на содержание трасс, существенно снизятся затраты на ремонт автодорог. 
Вот такой перспективе развития дано начало уже сегодня. И я уверен - тот, кто завтра придет работать в дорожную отрасль, подобно нам, стоявшим у истоков, не расстанется с ней уже никогда.

Интервью вела Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.