СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Строителям опять «перекрывают кислород»

02 августа 2017 года

Процесс корректировки законодательства, регулирующего деятельность застройщиков, продолжается. Не успевает строительное сообщество «переформатировать» свою работу под один нормативный акт, как на смену ему приходит следующий. Причем улучшения в результате не видят ни федеральный центр, ни сами участники рынка. А уж тем более население, во благо которого, собственно, все это и делается.

25 июля 2017 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении проект федерального закона «О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части защиты прав участников долевого строительства.

Причем, несмотря на сложность обозначенной темы, все три слушания прошли в течение недели.

Строительное сообщество внимательно следило за тем, как идет обсуждение законопроекта. Ведь целый ряд положений создаваемого документа вызывал у отраслевиков недоумение, а в ряде случаев и протест. Тем не менее законопроект был принят. И уже в день принятия его Государственной Думой вопрос о несовершенстве подготовленного документа был поднят в российских регионах, в том числе и в столице Черноземья. Как уже сообщалось, эта тема вошла в повестку дня общего собрания членов Союза строителей Воронежской области, прошедшего 25 июля. Было принято решение поручить совету Союза немедленно подготовить конкретные предложения по внесению изменений в новый закон и озвучить их депутатскому корпусу региона с тем, чтобы данные предложения в виде законодательной инициативы были внесены на рассмотрение в Госдуму РФ.

26 июля в Воронежской областной Думе прошли парламентские слушания на тему: «О механизмах защиты прав и законных интересов участников долевого строительства жилья в Воронежской области, перед которыми не исполнены обязательства по завершению строительства». И хотя основной задачей слушаний была выработка стратегии по недопущению обмана дольщиков на территории области, Союз строителей в свою очередь заявил об угрозе, которую несет в себе наспех принятый закон.

От областного объединения работодателей перед парламентариями выступил председатель совета Союза строителей Воронежской области В.И. Астанин. Прежде всего, он отметил тот факт, что указанный законопроект не учел результаты множественных обсуждений, состоявшихся в течение последних двух месяцев. Более того, некоторые из нововведений законопроекта до этого не обсуждались вовсе и стали известны профессиональному сообществу только одновременно с принятием законопроекта во втором чтении.

Помимо создания Фонда защиты прав дольщиков (практически основной цели документа) законопроект вносит в деятельность застройщиков, работающих на рынке долевого строительства, концептуальные изменения, которые способны дестабилизировать положение в отрасли.

Во-первых, как отметил В.И. Астанин, законопроектом устанавливаются взаимоисключающие требования к застройщикам. Так, хозяйственное общество может являться застройщиком, если оно или его основное общество имеет опыт участия в строительстве многоквартирных домов не менее трех лет. При этом застройщику запрещено создавать юридические лица и осуществлять какую либо деятельность помимо долевого строительства.

Получается, что, создавая дочерние компании, действующие застройщики утратят право работать по Федеральному закону № 214-ФЗ. Таким образом, законопроект провоцирует создание множества отдельных компаний под реализацию каждого разрешения на строительство, чем полностью отменяет проводимую государством политику, направленную на укрупнение застройщиков.

Это – во-первых.

Во-вторых, законопроектом вводятся новые административные процедуры, затрудняющие работу застройщиков. Контроль их деятельности со стороны региональных контролирующих органов дублируется таким же – со стороны созданного Фонда. Кроме того, устанавливается обязательное проведение экспертизы проектной документации малоэтажных домов, а также вводится запрет на одновременное возведение ряда зданий по нескольким разрешениям на строительство.

Законопроект делает «шаг назад» и в части строительства объектов социальной инфраструктуры за счет средств дольщиков: такая возможность, появившаяся с 1 июля 2017 года, снова исключается. Это означает, что дольщики не смогут рассчитывать на обеспеченность их микрорайонов школами, больницами, детскими садами.

В-третьих, созданный документ запрещает организациям, осуществляющим долевое строительство, брать кредиты и займы, покупать облигации. А по оценкам экспертов, около 70% застройщиков, работающих на рынке, в дополнение к денежным средствам граждан используют именно эти источники финансирования. Привлечение исключительно целевых кредитов, как того требует законопроект, недостаточно для эффективной деятельности застройщиков. Запрет на использование других, в том числе более дешевых, финансовых инструментов негативно скажется на цене недвижимости для конечного потребителя.

– Указанные новеллы законопроекта фактически парализуют деятельность застройщиков, – особо подчеркнул председатель совета Союза. – Введение новых правил повлечет ограничение конкуренции и, как следствие, резкое уменьшение предложений на рынке жилья. Особенно ощутимым это станет в регионах, где большая часть долевого строительства осуществляется средними и малыми компаниями. И это в то время, когда министр строительства требует нарастить объемы ввода таким образом, чтобы к 2020 году выйти на показатель 100 млн кв. метров в год. К тому же по темпам строительства в российских регионах оценивается деятельность глав субъектов Федерации. Как можно было не заметить столь явные противоречия, непонятно.

Обобщая сказанное, В.И. Астанин выделил следующие нововведения законопроекта как некорректные, требующие дополнительных консультаций и существенной доработки:

  • наличие в наименовании застройщика слов «специализированный застройщик»;
  • обязательность наличия экспертизы проектной документации во всех случаях, даже при малоэтажном строительстве;
  • отсутствие обязательств по кредитам, займам, ссудам, за исключением целевых кредитов на строительство;
  • запрет на выпуск облигаций и иных ценных бумаг, кроме акций, приобретение ценных бумаг, совершение сделок, не связанных со строительством;
  • запрет на осуществление иных видов деятельности;
  • запрет на создание юридических лиц, участие в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе коммерческих и некоммерческих организаций;
  • ограничение обязательств застройщика, не связанных с разрешением на строительство, до 1% от стоимости строительства;
  • отсутствие обязательств по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, а также собственных обязательств, не связанных со строительством;
  • запрет на одновременное осуществление строительства по нескольким разрешениям на него;
  • ограничение на открытие счетов застройщика, технического заказчика и генерального подрядчика в одном банке (специально уполномоченном);
  • ограничение на административные расходы застройщика (аренда, реклама, оплата труда, услуги банка, связи и т.п.) до 10% от стоимости строительства;
  • ограничение совокупного размера авансовых платежей до 30% стоимости строительства;
  • специальный банковский контроль всех платежей на соответствие этого платежа содержанию обосновывающих документов (проверяются договоры, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, акты приема-передачи товара, товарно-транспортные накладные, счета, счета-фактуры и пр.);
  • требование к размещению на официальном сайте застройщика в полном объеме бухгалтерской отчетности, промежуточной бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения;
  • запрет на применение в отношении застройщиков стадий банкротства – наблюдение, финансовое оздоровление, допускается только внешнее управление или конкурсное производство;
  • возможность компенсационного фонда инициировать банкротство застройщика, не будучи его кредитором.

В завершение В.И. Астанин призвал незамедлительно начинать работу по формированию других поправок в закон, чтобы они, защищая интересы дольщиков, не привели к коллапсу в строительной отрасли.

Председатель комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике и тарифам Воронежской областной Думы Татьяна Головачева пояснила, что до вступления закона в действие внести изменения в документ невозможно. Однако до 1 января 2018 года депутаты Воронежской облдумы обсудят возможные изменения на уровне комитетов, чтобы направить свои предложения в Государственную Думу. Для проработки законодательных инициатив будет создана специальная рабочая группа.

Зоя КОШИК

© 2007 - 2023 Союз строителей Воронежской области, 394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.