СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

И вновь – к вопросам по упрощению  административных процедур 

06 апреля 2022 года

В конце марта состоялось заседание рабочей группы по упрощению административных процедур для получения разрешения на строительство. В мероприятии приняли участие заместитель председателя правительства Воронежской области К.Ю. Кузнецов, руководитель департамента архитектуры и градостроительства А.А. Еренков, руководитель департамента ЖКХ и энергетики М.А. Зацепин, руководитель инспекции госстройнадзора С.Ю. Болгов, руководитель управления по охране объектов культурного наследия области Н.А. Гарашкин, зам. руководителя департамента строительной политики И.А. Климов, председатель областного Союза строителей В.И. Астанин, зам. главы ГО г. Воронеж по градостроительству А.В. Головацкий, и.о. руководителя УГА ГО г. Воронеж Г.Ю. Чурсанов, представители структурных подразделений администрации городского округа, руководители ресурсоснабжающих организаций и крупных компаний-застройщиков.  

Открывая заседание рабочей группы, К.Ю. Кузнецов напомнил, что для воспрепятствования надвигающемуся экономическому кризису в правительстве Воронежской области создан координационный штаб во главе с губернатором А.В. Гусевым. На базе координационного созданы штабы по отраслям. Отвечающий за положение дел в строительной отрасли и ЖКХ поручено возглавить К.Ю. Кузнецову. 

«Цель работы нашего штаба – выстроить слаженную работу так, чтобы не останавливать стройки, а наоборот, достигать показателей, которые доведены руководством страны, - подчеркнул Константин Юрьевич. - Ряд встреч по отдельным направлениям уже состоялись. И, прежде всего, мы хотим успокоить застройщиков и девелоперов – отрасль поддерживается федеральными структурами, в ряд нормативных актов внесен уже второй пакет изменений. Но данную работу нужно продолжать. Знакомясь с вашими проблемами, мы готовим предложения по их решению, опираясь на те изменения в законодательстве, которые нам позволят снивелировать негативные последствия санкций».  

Переходя к конкретике проводимого мероприятия, зампред регионального правительства отметил, что тематика заседания рабочей группы была выработана во взаимодействии с руководством Союза строителей с тем, чтобы максимально содействовать устранению проблем строительного комплекса региона.  

«Мы с Владимиром Ивановичем Астаниным обсудили наиболее острые моменты, препятствующие работе отрасли, и остановились на двух направлениях: сокращение административных процедур при выдаче разрешения на строительство и вопрос подключения объектов капстроительства к инженерной инфраструктуре. По ним и будем сегодня работать, познакомившись прежде с теми изменениями, которые уже внесены в федеральное законодательство и, возможно, открывают пути сокращения административных процедур», - сказал он. 

Изменения в закон, расширяющие поле возможностей 

С информацией об изменениях в отраслевом законодательстве выступил руководитель ДАиГ Воронежской области А.А. Еренков. Коснувшись изменений, произошедших в сегменте градостроительной деятельности, он отметил, что они не снимут в одночасье всех проблем, но направлены на сокращение процедур, связанных с разрешительной документацией, и открывают расширяющееся поле возможностей.  

Прежде всего, был обозначен Федеральный закон №76 от 08.03.2022 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», которым установлены меры, направленные на упрощение правового регулирования в сфере строительства и стабилизацию экономической ситуации в стране.  

А.А. Еренков обратил внимание собравшихся на то, что в 2022 году особенности осуществления градостроительной деятельности могут устанавливаться отдельными законами без внесения изменений в Градостроительный кодекс.  

«Правительство Российской Федерации вправе принимать решения, предусматривающие особенности подготовки, согласования, утверждения, продления сроков действия документации по планировке территории, градостроительному плану земельных участков, выдаче разрешения на строительство, размещению сведений в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, - заметил он. – Иными словами, все прежние жесткие законодательные требования становятся более гибкими, и сегодня мы ждем поочередного утверждения соответствующих нормативных правовых актов».  

Кроме того, 14 марта подписан ФЗ №58 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который содержит меры по поддержке строительной отрасли и ЖКХ. Законом устанавливаются, в том числе, особенности осуществления градостроительной деятельности в текущем году. Так, в сфере градостроительной деятельности предусматривается оптимизация и сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации, проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам такой документации. Предоставляется возможность возведения объектов капитального строительства на нескольких земельных участках.  

  • При осуществлении градостроительной деятельности в 2022 году устанавливаются следующие особенности.  Срок согласования проекта Генерального плана и внесение изменений в Генеральный план не может превышать одного месяца. Соответственно доступ к проекту и материалам по их обоснованию должен быть обеспечен не менее чем за месяц до их проведения; 
  • Срок проведения публичных слушаний или общественных обсуждений по проектам: Генерального плана, ПЗЗ, планировки территории, межевания, проектам, предусматривающим изменения в один из этих документов, также не может превышать один месяц с момента оповещения жителей муниципального образования. При этом нормативными правовыми актами Правительства РФ и высших исполнительных органов государственной власти субъектов наряду со случаями, предусмотренными законодательством о градостроительной деятельности, могут быть установлены случаи утверждения указанных проектов или внесения в них изменений без проведения публичных слушаний и общественных обсуждений. Законодатель дает возможность субъекту самому определять возможность принятия этих документов или внесения в них изменений без общественных обсуждений.  

 

«Мы со своей стороны уже сформировали несколько предложений для подготовки регионального закона – в каких случаях можно обойтись без публичных слушаний, - сообщил А.А. Еренков. - Застройщики могут внести в этот вопрос свои предложения. Мы же пока считаем, что можно обходиться без этой процедуры для сокращения сроков в следующих случаях, касающихся внесения изменений в генеральные планы». 

Руководитель департамента озвучил эти случаи: 

- при приведении генплана в соответствие со схемой территориального планирования Российской Федерации либо со схемой территориального планирования Воронежской области в части отображения планируемых к размещению объектов федерального и регионального значения; 

- при получении от Росреестра уведомления, предусмотренного частью 11 ст. 34 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». Это касается выявления пересечений при постановке границ в ЕГРН; 

- в случае устранения технических ошибок, выявленных в документах территориального планирования; 

- в случае исполнения решения суда в части ПЗЗ; 

- в случае приведения в соответствие с законодательством; 

- в случае устранения технических ошибок в случае исполнения решения судов; 

- в случае получения соответствующих уведомлений от Росреестра. 

По словам руководителя ДАиГ, это – так называемый базовый пакет, который предлагается закрепить на областном уровне, как перечень случаев, когда не требуется проведения публичных слушаний. 

Далее. Подготовка проектных изменений в Генеральный план и в ПЗЗ теперь может осуществляться одновременно с разработкой документации по планировке территории. В этом случае проведение общественных обсуждений, публичных слушаний по всем таким проектам будет осуществляться одновременно.  

Еще один важный пункт, который отметил А.А. Еренков. По проектам генеральных планов, подготовленным применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселений или городского округа, к территории за границами населенных пунктов и проектных изменений, подготовленных по отдельным населенным пунктам, общественные обсуждения или публичные слушания теперь будут проводиться только в населенном пункте, в отношении которого подготовлен соответствующий проект изменений, а также в ближайшем населенном пункте с участием правообладателей земельных участков, имеющих общую границу с этим населенным пунктом. 

В случае подготовки изменений в ПЗЗ общественные обсуждения или публичные слушания по проектам документов о внесении изменений проводится в границах населенного пункта, в отношении которого подготовлены такие изменения, а в случае изменений в отношении территорий за границей населенного пункта – в границах ближайшего населенного пункта с участием правообладателей земельного участка, имеющего общую границу.  

«Таким образом значительно упрощается территориальный принцип, когда часто оспариваются публичные слушания из-за того, что кого-то не уведомили или в них участвуют люди, не имеющие прямого отношения к территории проектирования. Теперь данные вопросы решаются именно таким образом», - подчеркнул докладчик.  

И наконец, Правительством РФ устанавливаются случаи и порядок выдачи разрешений на возведение объектов капстроительства, не являющихся линейными объектами на двух или более земельных участках, разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов, а также выдачи необходимых для этих целей градостроительных планов земельных участков.  

Предполагается, что соответствующие нормативно-правовые акты в ближайшее время появятся на федеральном уровне. 

«Таким образом, - сказал в завершение руководитель департамента, - с выходом Федерального закона №58 появляется возможность вести целый ряд процедур параллельно, сокращая при этом сроки согласований вдвое».  

У застройщиков – много вопросов 

Когда слово для комментария изложенной информации дали председателю Союза строителей В.И. Астанину, он, прежде всего, отметил, что тема, поднятая А.А. Еренковым, крайне актуальна, поскольку затронула наиболее существенные изменения, предусмотренные ФЗ №58.  

«Принятые изменения очень своевременны. Не секрет, что сегодня прохождение документации по планировке территории и внесение изменений в ПЗЗ и Генплан, растянутое зачастую на год и более, способно обнулить весь инвестиционно-строительный процесс, - сказал он. - И озвученное сокращение сроков прохождения документов в два раза – значительный шаг. Но нам очень важно знать, что в уменьшенное вдвое время для работников администраций, ведущих эти документы, не увеличит во столько же риск допущения неточностей. И если надзорные органы не придут к пониманию данной ситуацию, то будут «кошмарить» строителей вдвое чаще. Нужен консенсус».  

Также руководитель объединения работодателей обратил внимание коллег на очень важный момент, когда федеральные органы отдают на рассмотрение регионам определение случаев отсутствия необходимости в публичных слушаниях и общественных обсуждениях градостроительной документации. «Более чем уверен – в этом плане наверняка есть еще узкие места, на которые стоит обратить внимание. И это уже задача дополнительного заседания с застройщиками. Кроме того, помимо внесения изменений в градостроительную документацию, очень важно, что рассмотрена проблема объектов, находящихся на двух и более земельных участках. Именно по этой причине застройщики чаще всего получают отказы. Поэтому разработанная схема должна как можно быстрее заработать», - обратил он внимание зампреда правительства. 

Кроме того, председатель Союза задал ряд вопросов и по новым положениям. 

«Хотелось бы понимать – какие из них можно обсуждать на уровне региона, а по каким придется ждать решения от федерального центра. От этого зависит, с какими инициативами и на кого мы будем выходить, - заметил Владимир Иванович. - Например, в ФЗ-58 сказано, что закон наделяет Правительство РФ правом устанавливать особенности предоставления земельных участков без торгов. А что это будет за порядок? То же самое – по льготам, предоставленным субъектам РФ и органам местного самоуправления по арендной плате на срок не более одного года для участков, выделенных в аренду из государственной и муниципальной собственности. Застройщикам надо понимать, на какие объекты этот перечень будет распространяться. Не менее злободневна для них и тема продления сроков аренды земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности до трех лет в упрощенном порядке.  

Вызывает вопросы и ФЗ-46, который дает право Правительству РФ в 2022 году устанавливать особенности проведения государственной экспертизы и особенности подготовки согласования, утверждения и продления сроков действия документов по ППТ, градостроительным планам земельных участков, разрешениям на строительство и ввод объектов в эксплуатацию. Судя по всему, появляется тема, при которой экспертиза переходит в формат «3 в 1» (государственная, экологическая и историко-культурная), а есть ли понимание, как это все будет происходить? Вопросов возникает очень много и нам необходимо переходить к практической отработке данных нововведений», - подчеркнул В.И. Астанин.  

Коснулся он и темы КРТ, освоение которой, по мнению застройщиков, сейчас более чем актуально. По словам председателя Союза, есть пакет нормативных актов, принятых на региональном уровне, но нет ни одного договора на КРТ, который бы уже начал действовать.  

«Шлифовка подобных документов возможна только при их практическом применении. Поэтому в данном вопросе нам надо объединяться. Причем только сил департамента архитектуры и градостроительства в данном вопросе не хватит. Нужно подключаться и городу. Мы также готовы работать в этом направлении, помогая разбирать нормативку по деталям», - сказал он.  

Затем, отвечая на предложение К.Ю. Кузнецова прокомментировать вопрос договоров техприсоединения к инженерным сетям, В.И. Астанин заметил, что сложность ситуации придает, в частности вертикальная интегрированность воронежских ресурсоснабжающих организаций с центрами в Москве.  

«Мы видим, что у ресурсовиков на местах далеко не всегда есть регламенты по рассмотрению запросов наших застройщиков, а даже если они и разработаны, то зачастую не соблюдаются. Это очень сложные вопросы, особенно, если рассматривать их сегодня через призму КРТ, предполагающего большие объемы подключений инженерии. И коллеги из ресурсоснабжающих компаний, присутствующие в зале, равно, как и застройщики, наверняка, уже продумали варианты выхода из этой ситуации. Иное дело, что мы никак не придем к их внедрению в практику», - подчеркнул он. 

Инвестпрограмма – под угрозой срыва 

Судя по выступлениям представителей ресурсоснабжающих компаний, проблема им хорошо известна. Так, взявший слово генеральный директор ООО «РВК-Воронеж» О.Н. Николаенко подтвердил, что с длительными сроками согласований им приходится сталкиваться регулярно. 

- Из 18 месяцев, которые нам отводятся на работу, порядка трех месяцев мы проектируем, а потом от 6 до 9 согласовываем разрешение и выход на площадку. Причем, сроки нарушаются почти всегда по одной и той же схеме: выдерживается 30 дней, а потом, после замечания типа: «не там стоит запятая», процесс начинается сначала. 

Также Олег Николаевич напомнил коллегам из горадминистрации об очень действенной в свое время работе комиссии, созданной при управлении главного архитектора. На ее заседаниях проходило комплексное рассмотрение всех проектов строительства инженерных коммуникаций к новым объектам, и представители строительных компаний имели возможность встретиться сразу со всеми сетевиками, задать им вопросы, прояснить ту или иную ситуацию. Сейчас эта практика прекращена, что не лучшим образом отражается на взаимодействии застройщиков и представителей ресурсоснабжающих компаний. Руководитель «РВК-Воронеж» попросил возобновить работу комиссии. 

Кроме того, он обратил внимание на то, что сегодня тарифы на присоединение сетей, утверждаемые управлением по регулированию тарифов, быстро теряют свою актуальность. Пока происходит процедура их разработки и утверждения, успевает подняться цена на оборудование и материалы, входящие в проект. Учитывая такую особенность сегодняшнего времени, О.Н. Николаенко предложил ввести право на гибкое изменение цены без дополнительных процедур.  

Также руководитель «РВК-Воронеж» предупредил коллег о том, что сегодня может оказаться под угрозой срыва исполнение городской инвестпрограммы. Дело в том, что в ней заложены большие объемы оборудования (в том числе импортного), приобретение и поставка которого могут стать достаточно проблематичными. Олег Николаевич предложил пересмотреть программу, и дабы не потерять деньги и не снизить темпы, частично переключиться с ее выполнения на ремонт крупных водопроводов и коллекторов, что тоже крайне важно для областного центра. 

Помимо этого, он напомнил о проблемах, связанных с длительностью разработки, а затем согласования ППТ и проектов межевания территорий по линейным объектам, особенно проходящих через зоны Гослесфонда и другие охраняемые территории. Но больше всего вызывает тревогу, по мнению О.Н. Николаенко, перспектива строительства ВПС-21. Вернее, сомнительная реальность осуществления столь значимого для города объекта в ближайшее время. 

- Ни для кого не секрет, в каком непростом положении находятся в данный момент проекты, финансируемые из бюджета, - отметил он. - Смета утверждается, а цены на материалы растут каждый день. Лимиты под строительство ВПС-21 выделены серьезные, но рынок неумолим - уже сегодня потенциальный подрядчик ушел бы в минус на 300 млн рублей. А ведь торги еще не проводились. При таком положении дел зайдет ли кто на эту площадку в качестве подрядчика? Есть над чем подумать. 

Прокурорским проверкам – мораторий на полгода? 

Выступивший следом заместитель руководителя ДСП ВО И.А. Климов поднял тему ППТ, которые в городском округе утверждаются на уровне главы города. Поскольку процедура связана с выпуском двух постановлений горадминистрации (о разрешении разработки ППТ и о его утверждении), их рассмотрение отнимает очень много времени. Илья Александрович предложил рассмотреть вопрос передачи полномочий о разрешении разработки и утверждении ППТ управлению главного архитектора города, считая, что такой подход значительно ускорит процедуру. 

Также, выделяя из числа проблем самые острые, он упомянул о сложностях, вызванных работой надзорных органов. По его утверждению (с чем согласились и другие участники заседания) прокурорские проверки, сменяя одна другую, лихорадят отрасль, отвлекая много сил от реальных дел и принятия быстрых решений. И.А. Климов предложил хотя бы на полгода ввести мораторий на осуществление таких проверок, если, конечно, они не вызваны чрезвычайными причинами. 

А еще – не время увеличивать маржу 

О длительных согласованиях говорил и заместитель генерального директора АО «СЗ «ДСК» Д.Е. Гладких. Он предложил упростить процедуру предоставления земельных участков для прокладки линейных коммуникаций, акцентируя внимание на том, что согласование с такими федеральными органами, как Гослесфонд, Минприроды и т.д., выливается в длительный период согласования.  


Член совета директоров ООО «СК «Инстеп», депутат Воронежской городской Думы Д.О. Захаров затронул тему прокладки внутриквартальных сетей.  

По условиям техприсоединения, как внешние, так и внутриквартальные сети сегодня должны строить сетевые компании. На самом деле, по мнению Дениса Олеговича, застройщик мог бы делать это гораздо быстрее, не тратя времени на ожидание, когда у сетевиков появится возможность зайти на площадку.  

«Мы понимаем, что у ресурсников – свои правила. Но может быть, есть смысл установить мораторий на применение существующих норм, чтобы застройщики могли выполнять внутриквартальные сети оперативнее и более квалифицированно», - предложил депутат гордумы.  

Также Д. Захаров обратил внимание на высокую стоимость выноса сетей. По его утверждению, нетарифицированные виды услуг со стороны сетевиков, такие как вынос сетей, никак не регулируются антимонопольной службой.  

«Мы подаем заявки и в ответ получаем счета на сотни миллионов рублей, - рассказал Денис Олегович. – Причем, суммы за последние 4 месяца выросли в 4-5 раз. Как выяснилось, почти половина в них это - НДС (20%) и плановая маржа ресурсоснабжающей организации (25%). Считаем, что надо выходить с конкретным предложением по регулированию этой ситуации. По НДС, например, установить определенную льготу, а что касается маржи – то в сегодняшних условиях можно было бы рассмотреть вопрос и о ее снижении. Хотя бы на 10 процентов».  

«Подключать готовы, да не к чему…» 

Подтвердил наличие проблемы по получению разрешительной документации и В.А. Антонов, директор филиала «Россети Центр Воронежэнерго». 

Сообщив о том, что в компании следят за сроками по процедурам и в целом их соблюдают, подчеркнул, что проблемы с подключением все же возникают и, как правило, на объектах в черте города. Свободных мощностей там мало, и зачастую время уходит на совместный поиск вариантов – откуда все-таки осуществить присоединение. 

Упомянул В.А. Антонов и о проблеме получения разрешительной документации на использование земельных участков. Как и другие участники заседания он отметил, что процесс выдачи документов отнимает в разы больше времени, чем, собственно, само строительство сетей. Причем всякий раз ДИЗО берет паузу на рыночную оценку платы за земельный участок, который находится в аренде у энергетиков не больше 1-2 месяцев. Чтобы не способствовать дальнейшим проволочкам, В.А. Антонов предложил ввести усредненную рыночную ставку, способную упростить процедуру и сделать ее быстрее. 

Будет КРТ и в Воронеже. Скоро… 

Взял слово и зам главы администрации города по градостроительству А.В. Головацкий. Он попросил К.Ю. Кузнецова о содействии в вопросах продвижения механизма КРТ. Предложение заключается в том, чтобы на уровне региона определить механизм оценки существующего жилого фонда и завершить работу по развитию застроенных территорий. Их, по словам Александра Викторовича, не реализовано еще 12. По каждой из площадок принято решение, степень проработки высокая, но нет механизма оценки.  

«С намерением комплексного развития территорий мы сегодня рассматриваем две площадки - ул. Солнечная и ул. 9 Января, - сообщил вице-мэр по градостроительству. - Но заходя на них и начиная анализ, понимаем – нет информации о возможностях ресурсоснабжающих организаций по жизнеобеспечению этих территорий. Плюс неясен порядок и механизм признания соответствия ветхих домов критериям для включения в программу КРТ. Требуется определить уполномоченное лицо, имеющее возможность проводить обследование домов, чтобы можно было комиссионно выносить по ним решение». 

В прокуратуру – как на работу 

Кроме того, А.В. Головацкий обозначил еще одну серьезную проблему, мешающую работе градостроительного блока. Как уже говорили другие выступающие – это прессинг со стороны контролирующих органов.  

«Каждый день по несколько часов сотрудники УГА и отдела по выдаче разрешительной документации проводят в прокуратуре. Ходят туда, как на работу, не успевая выполнять свои непосредственные обязанности, - рассказал вице-мэр. - Очень надеемся, что прокуратура услышит посыл президента и сократит количество осуществляемых проверок».  


Надеются на это и другие участники инвестиционно-строительного процесса, равно как и на устранение проблем, в одинаковой степени препятствующих работе и застройщиков, и сотрудников учреждений.  

По просьбе К.Ю. Кузнецова, все острые моменты, озвученные в ходе заседания, будут изложены и переданы в правительство области. Остается надеяться, что эти данные послужат изменению ситуации и сокращению сроков прохождения административных процедур. 

 

Зоя КОШИК 

© 2007 - 2021 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.