СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Осознавая степень сложности проблемы

24 марта 2022 года

Введение западных санкций – реалии сегодняшнего дня. И пребывать в них российской экономике придется, по всей видимости, еще не один год. Региональный Союз строителей продолжает работу по антикризисным мерам, плотно сотрудничая в этих вопросах с правительством Воронежской области. По инициативе объединения работодателей создано пять рабочих групп, охвативших своей деятельностью основные направления, по которым возникает больше всего проблем. 

Ценовые «качели» - в действии 

Мы уже сообщали о работе первой группы, занимающейся вопросами роста цен на стройматериалы и поиском альтернативных каналов их поставок. Анализ ситуации в этом вопросе на сегодня таков. Стоимость арматуры (после жестких требований Минпромторга пересмотреть рентабельность продукции до 20-25 процентов) начала снижаться с 85-90 до 72-75 тысяч рублей за тонну. Стоимость же щебня у местного производителя (ООО «Павловскнеруд»), наоборот, продолжает расти. За последние два месяца цены на этот материал увеличились на 80%. 

За содействием в решении проблемы Союз строителей обратился в правительство Воронежской области. Как сообщили в департаменте строительной политики (эту же информацию подтвердил зампред регионального правительства К.Ю. Кузнецов), этот вопрос находится на контроле, причем к его решению привлечена облпрокуратура.  

Что будет с госконтрактами? 

В продолжение предпринимаемых мер на прошлой неделе в Союзе строителей состоялось заседание двух рабочих групп. Одна из них создана для разработки предложений по обеспечению выполнения ранее заключенных государственных и муниципальных контрактов и стимулирующим условиям для заключения новых контрактов. В ее состав вошли представители всех ведущих строительных организаций, осуществляющих выполнение государственных и муниципальных контрактов по строительству на территории Воронежской области.  

«Руководители этих компаний очень обеспокоены тем, что на сегодняшний день практически отсутствуют реальные стимулы для выхода на новые торги, - сообщил председатель Союза В.И. Астанин. - Есть по-прежнему твердая цена и жесткие сроки, притом что ситуация с ценообразованием меняется ежедневно и не в лучшую сторону. Выровнять положение дел могло бы внесение изменений в ФЗ-44. Речь о них шла и до этого, а сегодня, с наступлением новых реалий, корректировка закона остается единственным рычагом в устранении возникшей проблемы. Уже абсолютно очевидно, что из-за нарушения логистических цепочек поставок импортного оборудования сроки контрактов будут переноситься. Буквально по всем направлениям придется пересматривать каналы поставок, что может занять от полугода до восьми месяцев. Поэтому, учитывая крайнюю нестабильность рынка, и цены контрактов, и их сроки должны быть изменены». 

Тревогу подрядных организаций, выполняющих государственные и муниципальные контракты, можно понять. За нарушение сроков освоения бюджетных средств и графика работ предусмотрены серьезные штрафные санкции. А поскольку повлиять на ситуацию (ускорить те же поставки материалов и оборудования) подрядчик не в силах, должны быть изменены и соответствующие требования к нему. Проще говоря, следует четко прописать, в каких случаях сегодня наступает такая ответственность перед законом. 

То же самое касается и цены на материалы. Абсолютно очевидно, что при ее нынешнем росте прошедшие процедуру государственной экспертизы проекты сметной стоимости буквально на следующий день уже теряют свою актуальность.  

По мнению В.И. Астанина, все эти моменты должны быть учтены властью, активно призывающей подрядчиков к участию в тендерных торгах. Как отметил председатель Союза строителей, представители администрации городского округа г. Воронеж и правительства области заявили о готовности пересматривать существующие параметры и идти на допсоглашения. 

Но, понятно, что декларация намерений – еще не нормативный акт и подрядные организации, каждая из которых уже не единожды прошла через «работу в ноль» или убытки, неохотно идут на заключение государственных и муниципальных контрактов. По-прежнему не редкость отмена торгов из-за отсутствия участников.  

Еще одна цель – уход от громоздких процедур 

Также одним из важных вопросов, который рассматривался на заседании рабочей группы, стала тема казначейского сопровождения счетов на государственных и муниципальных контрактах. Участники мероприятия предложили отказаться от него как от процедуры, делающей работу подрядных организаций громоздкой и неповоротливой. Все дело в том, что по существующим сегодня правилам открывать счета в казначействе обязаны все участники выполнения контракта – и субподрядчики, и поставщики. Зачастую именно по этой причине последние отказываются от участия в государственных и муниципальных контрактах. Анализируя сложившееся положение дел, подрядчики предлагают оставить банковское сопровождение, которого, по их мнению, вполне достаточно для контроля использования бюджетных средств. 

А выгоден ли аванс в 80%? 

Тема авансирования подрядных работ на бюджетных объектах не нова, и в последнее время она получила свое продолжение. На уровне зампреда Правительства РФ и замминистра строительства заявлено, что принимается решение об увеличении его до 80 процентов от суммы контракта. Озвучил данное предложение и президент страны.  

Безусловно, подобный подход очень важен. Но вместе с тем подрядчики хорошо понимают, что в таком случае должен быть отрегулирован и вопрос банковских гарантий. Ведь под большую сумму аванса и гарантии должны быть соответствующие, а значит - неизбежно возникнут серьезные платежи за обслуживание операций. По мнению участников строительного процесса, наиболее оптимальным в данной ситуации было бы включение сумм на обслуживание банковских гарантий в состав смет по проектируемым объектам.  

Контроль растет – темп работы снижается  

Еще одна проблема, которая была рассмотрена в ходе заседания рабочей группы касалась ряда вопросов, связанных с послаблениями в действиях контролирующих органов.  

«Несмотря на то, что на федеральном уровне анонсировано снижение количества проверок, сегодня подрядные организации, работающие на государственных и муниципальных контрактах (и особенно – участвующие в реализации национальных проектов), подвергаются крайне жесткому прессингу контролирующих служб, первой из которых выделяется налоговая инспекция, - говорит В.И. Астанин. – По информации подрядчиков, в ряде случаев из плоскости налоговой проверки процедура очень быстро переходит в заведение уголовного дела, что, безусловно, парализует и без того непростую работу на бюджетных объектах». 

Участвуя в заседании антикризисного штаба при губернаторе, председатель Союза строителей поднял этот вопрос, подчеркнув, что бесконечное количество проверок не только отвлекает от непосредственных обязанностей по выполнению объемов, но и отбивает последнее желание участвовать в реализации государственных и муниципальных контрактов.  

Тема серьезная и по своей критичности не уступает проблемам с ценообразованием в строительстве. Ведь в своем развитии она затягивает в воронку нервозности не только подрядные организации, но и остальных участников процесса – муниципальных и государственных заказчиков, службы их технического надзора. В случае обнаружения каких-либо нарушений проверочная кампания распространяется и на эти структуры. Стоит ли говорить о том, что результат работы под прессом бесчисленных проверок далек от желаемого. Поднятый вопрос должен перейти из плоскости обсуждения в сообществе подрядчиков на уровень федеральных служб, правительства области и заказчиков. Осознавая степень сложности перечисленных проблем, все эти структуры, по мнению председателя Союза, должны понять – в ситуации несовершенства нормативной базы и ее быстро меняющихся условий надо более лояльно относиться к работе подрядных организаций, дав им возможность выполнять обязательства в привычном режиме, свойственном добросовестным участникам инвестиционно-строительного процесса.  

Подготовила Зоя КОШИК 

© 2007 - 2021 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.