СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Культурное наследие: обогащает или разоряет?

26 декабря 2021 года

14 декабря в Союзе строителей состоялась встреча-совещание с руководителем управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области Никитой Александровичем Гарашкиным.

Мероприятие было организовано в продолжение дискуссий, которые проходили на заседании совета Союза 2 декабря. Напомним, обсуждались разработанные Союзом строителей (по просьбе губернатора области) предложения, направленные на сокращение административных барьеров по выдаче разрешительной документации. Поскольку переданный в правительство документ остался без ответа, совет Союза принял решение самостоятельно проработать список предложений с конкретными органами исполнительной власти. Н.А. Гарашкин стал первым, кто оперативно откликнулся на предложение руководства Союза и дал согласие на встречу.

В обсуждении назревших вопросов приняли участие ведущие застройщики Воронежа.  Состоялся заинтересованный, местами острый, но полезный для обеих сторон разговор. В ходе дискуссии были рассмотрены четыре основных пункта замечаний.


Об «отсутствии наличия»

Пункт первый касался сроков представления информации о наличии (или отсутствии) объектов культурного наследия на земельных участках, рассматриваемых под строительство. У застройщиков давно и вполне резонно вызывают вопрос причины рассмотрения очевидных фактов (есть такой объект на земельном участке или нет) в течение чуть ли не 30 дней. Более того, для подготовки градплана инвестор строительства лично идет в управление за данной информацией, тогда как существует положение, согласно которому УГА, в порядке межведомственного взаимодействия, делает запрос в управление по охране объектов культурного наследия и получает ответ в пятидневный срок.


Н.А. Гарашкин согласился с тем, что дублирование запроса не требуется. Договорились, в случае возникновения у строителей вопросов по подготовке градостроительного плана, все нестыковки рассматривать в индивидуальном порядке.

Одним словом – разведка!

Второй, самый внушительный блок вопросов, связан со сроками и условиями проведения археологической разведки. Как известно, сначала археологи получают открытый лист в Министерстве культуры, на что уходит без малого месяц, затем на перспективных территориях начинают разведку, самостоятельно решая, как она будет осуществляться и сколько времени займет. Каким образом определяется перспективность и неперспективность территорий для разведки - также «тайна за семью печатями». И поскольку критерии такого анализа, по сути, не установлены, получается, что перспективны все. Процедура проводится везде, где предполагается вскрытие почвы - даже на местах, отведенных под установку столбов осветительных опор. Одним словом - разведка.


В итоге, как утверждают эксперты, ее длительность, с учетом сезонности, может достигать полугода. Разумеется, такой подход рушит всю плановость в работе застройщиков. Непредсказуемые проволочки способны не только затормозить строительство, но и вовсе лишить его рентабельности.

Тем временем управление по охране объектов культурного наследия помочь ничем не может, поскольку не располагает рычагами законодательного воздействия на археологов. Вся власть - в федеральном центре.

Понимая всю безвыходность ситуации, строительное сообщество предлагает большую часть прав в этих вопросах делегировать на региональный уровень.

Археологи, конечно, против

Серьезные вопросы также вызывают согласования в границах культурного слоя Воронежа и отсутствие прозрачности в конкуренции археологов. Как уже отмечалось, рынок археологических услуг фактически не сформирован, и, как он функционирует, понять не представляется возможным. Археологи не объединяются в СРО (аттестацию также получают в Минкульте), и сведений об уровне их квалификации нет ни в одном национальном реестре. Не случайно на уровне Госдумы сегодня обсуждается законопроект по упрощению процедуры археологической разведки. Примечательно, что подготовка нового документа вызвала немалое сопротивление археологов. Это абсолютно понятно (оборот денег на таком рынке – баснословный), как понятно и то, что данная сфера не может оставаться вотчиной таких специалистов. Прибегающие к услугам археологов строители сталкиваются с целым рядом спорных вопросов по расценкам на изыскания, и нередки случаи, когда за их проведения выставляются счета на десятки миллионов рублей.

По мнению участников встречи, здесь должно быть гораздо больше государственного регулирования. И в этой связи требует рассмотрения разумная идея – ввести должность главного археолога города или области – достаточно квалифицированного человека, способного контролировать ситуацию и не допускать случаев субъективного подхода, в том числе и в ценообразовании.


Высказывалась также мысль о том, что нередко археологическую разведку вполне реально заменить археологическим наблюдением. В таком случае археолог просто может следить за выполнением работ (разумеется - за определенную плату), а если в их ходе возникает необходимость в разведке, то принимается решение о ее проведении.

Это хорошие идеи, способные, по словам участников диалога, снять несправедливую накрутку как по деньгам, так и по времени. Договорились о том, что Союз будет готовить блок предложений на федеральный уровень. И главное из них – передача ряда полномочий на региональный уровень. Хочется верить, что инициативы воронежских застройщиков будут услышаны в столице (этот вопрос на площадке ЕРЗ поднимала и сенатор РФ от исполнительной власти Воронежской области Галина Карелова). Проблема, препятствующая работе застройщиков уже не один год, теперь тормозит и комплексное развитие территорий, а это уже совсем иной – федеральный – ракурс подачи вопроса.

У всех - свои законы. А итог?

Следующий вопрос, требующий внимания – подготовка заключений историко-культурной экспертизы. Чтобы выдать документ об ее утверждении, управлению по охране объектов культурного наследия требуется порядка 25-30 рабочих дней. И отчасти это связано с тем, что эксперты ему также не подведомственны. В ряде случаев они, конечно, могут выполнить заключение оперативно, но так бывает не всегда. И получается, что на подготовку документа уходит месяц, а затем еще столько же - на его утверждение. В итоге общая цепочка увеличивается еще на два внушительных звена.


Каков же общий вывод?

По словам председателя Союза строителей В.И. Астанина, процедуры, связанные с объектами культурного наследия (которые, возможно, располагаются на территории планируемой застройки), по причине несовершенства законодательства, корпоративного интереса археологов, определенных бюрократических процессов, превратились в отдельный этап, имеющий под собой вполне законные основания, но отнюдь не связанный со сроками реализации инвестиционного проекта.

«Ни для археологов, ни для тех, кто обрабатывает результаты их разведки, не играют никакой роли намеченные сроки возведения объекта. Разумеется, это вносит серьезный диссонанс в общий строительный процесс, - отметил он. – Поэтому мнение застройщиков таково - если мы говорим о сокращении административных процедур, то все, кто причастен к нему тем или иным образом, должны быть привязаны к конечному результату – получению инвестором разрешения на строительство. Важно понимать, что это проблема, которая негативно влияет на планы не только застройщиков, но и власти, обеспокоенной развитием областного центра. А значит, мы будем доводить значимость поднятых вопросов до сведения руководства области. Если идет речь о приоритете Воронежа как компактного города, в котором большинство новых объектов должно появляться не на периферии, а в центральной части, то работу строителей тормозить нельзя. Надо отдавать себе отчет в том, что они не идут в зону сложившейся застройки лишь потому, что не в силах победить пресловутые барьеры. А тем временем центральная часть столицы Черноземья (как мы с гордостью ее называем) изобилует депрессивными, в градостроительном смысле слова, территориями. Застроенные непонятно чем, они до сих пор находятся во всевозможных зонах ограничений на новое строительство. Добавим сюда корыстные интересы жителей, стремящихся получить за свое расселение невероятные суммы, и получаем закономерный результат - инвесторы, которые могли бы кардинально видоизменить эти территории, улучшив качество городской среды, просто разворачиваются и уходят на окраины. Все логично.

Окончательные итоги встречи с руководителем управления мы еще не подводим, понимая, что по каждому из озвученных блоков вопросов нужно провести большую работу. На данный момент ждем от застройщиков перечень мешающих их деятельности вопросов и будем готовить итоговый документ.  Совет Союза решит, обращаться ли с ним к высшим должностным лицам с просьбой повлиять на ситуацию, либо выносить законодательную инициативу на федеральный уровень.

А пока что выражаем признательность Н.А. Гарашкину за оперативный отклик на просьбу о диалоге и надеемся, что установленный контакт будет способствовать конструктивности дальнейших отношений между застройщиками и областным управлением по защите объектов культурного наследия», - сказал в завершение председатель Союза.

 

Записала Зоя КОШИК

© 2007 - 2021 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.