СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
региональное объединение работодателей строительного комплекса
региональное объединение работодателей строительного комплекса

Так ли страшны надзорные органы...

15 декабря 2021 года

Мы уже рассказывали о ходе заседания совета Союза строителей, состоявшегося 2 декабря. Сегодня пойдет речь о третьем вопросе повестки дня, поднявшем тему взаимодействия застройщиков с органами власти и местного самоуправления при подготовке разрешительной документации на строительство.

Еще весной текущего года казалось, что в этом вопросе наступил долгожданный прогресс. Основанием для такой уверенности послужило поручение губернатора области А.В. Гусева Союзу строителей провести мониторинг административных процедур, которые удлиняют сроки выдачи разрешительной документации. Многие помнят, как оперативно был проведен этот анализ. Вот только его результаты в разработку, кажется, так и не пошли.

– Пожалуй, разве что ленивый не говорил о том, насколько бесконечна процедура утверждения проекта планировки территории, – отметил, обращаясь к коллегам, председатель Союза В.И. Астанин. – А представление участков под инженерию и вовсе превращено в отдельную процедуру, которую невозможно перешагнуть. 34 месяца длятся проволочки. Легче получить разрешение на строительство, чем на прокладку сетей. Та же ситуация со структурами, которые осуществляют охранную деятельность.

Слова Владимира Ивановича имеют под собой все основания. Информация о том, что происходит в строительном комплексе, и, прежде всего, мешает его работе, регулярно поступает в Союз от его членов. Причем анализ показывает, что ситуация у всех – одна и та же: строители обращаются за разрешительной документацией к чиновникам, те, находясь под плотным контролем надзорных органов и зажатые сроками, зачастую находят предлог для отклонения, и в результате необходимые документы месяцами ждут своего согласования.

Можно ли упрекнуть в этом сотрудников подведомственных мэрии структур? Да, пожалуй, и не в чем. Все – хорошие специалисты, вот только мало их. А заявок на получение разрешения – десятки папок.

«Ничего удивительного в создавшейся ситуации нет, – поделился мнением один из представителей строительной компании. – Мы полгода готовим документацию, а сотрудница отдела должна за пять дней изучить ее, вникнуть и выдать разрешение. Но поскольку людей не хватает, ей нужно изловчиться рассмотреть параллельно несколько заявок. Не вникла – жди наказания от прокуратуры. Второй раз пропустила чтото – увольнение. Вот и получается, что сотруднику проще написать нам отказ, нежели лишиться работы. И пишут. Дошло до того, что в качестве аргумента выдвигаются замечания типа: «цвет линии не тот, не та толщина, не тот шрифт…» и так далее. Это же абсурд! Фактически сейчас все идет к тому, что завтра там некому будет работать».

В любом случае нужен диалог

Понять, «так ли страшен черт», навскидку определенно не получится.

А рассказы, подобные предыдущему, звучат постоянно, правда, только в приватных беседах. Понятно, что идти на конфликт с надзорными органами чревато не только для чиновников, но и для застройщиков. Выходит – терпят ситуацию до лучших времен.

Но наступят ли они сами по себе, если чиновники регулярно меняются не только на руководящих постах строительного блока, но и в самой прокуратуре?

– Почему мы рассматриваем наши надзорные органы, как структуру, которая только карает? Обсуждая этот вопрос с коллегами-строителями, я каждый раз убеждался – нужен диалог сторон. Получится ли он с первого раза или нет – это уже вопрос второй. Но дальше так продолжаться не может, – заявил В.И. Астанин. – Задавшись целью подготовить для этого почву, я обратился в областную прокуратуру и встретился с начальником отдела управления по надзору и соблюдению федерального законодательства О.В. Токаревым. В беседе, которая имела довольно-таки оживленный характер, принял участие и прокурор отдела О. Бредихин. Мы говорили о ситуации в строительном комплексе и о том, как сегодня тормозится его работа из-за того, что все кивают в сторону прокуратуры. Как пример привел им ситуацию с генпланом. Сегодня мы принимаем к действию обновленные векторы главного градостроительного документа Воронежа. И на что он нацеливает нас в первую очередь? На комплексное развитие застроенных территорий. Но вот тут-то и начинаются проблемы. Одно дело – строить на окраинах, и совсем другое – в кварталах со сложившейся застройкой. Едва появляется строительный паспорт будущего объекта, выясняется, что люди, живущие здесь десятки лет, против. Свыкнувшись с тем, что есть, до развития территорий во благо всему городу им и дела нет. Как правило, прокуратура становится на сторону граждан, что в свете защиты прав и свобод, борьбы с коррупцией не удивительно. Получается, чем больше мы будем строить, тем хуже? Если власть хочет, чтобы застройщики пошли в центральную часть города, нужно, чтобы они просто могли нормально работать. Это все я старался донести до своих собеседников. В итоге пришли к пониманию того, что обмен мнениями нужен и возможен. Такая встреча Союзу была обещана. Проводить ее в спешке итоговых дел уходящего года бесперспективно, а вот январь – самое время для спокойной и конструктивной беседы. Считаю, что надо наладить такой диалог и сделать его по возможности постоянным, – сказал председатель Союза.

Члены совета поддержали идею, а Н.Н. Образцов высказал пожелание услышать, какие именно моменты надзорные органы считают нарушением и как в таких ситуациях должны поступать строители.

– Единственное, на что хотел бы обратить внимание, так это на необходимость согласованности наших действий, – заметил председатель Союза. – Прошу не присылать на предстоящую встречу, скажем, начальников отделов, а приходить лично или, в крайнем случае, направлять первых заместителей. Чтобы с нами общались на серьезном уровне, мы также должны отнестись к будущей встрече надлежащим образом.

Так сгодился ли кому наш анализ?

Возвращаясь к теме взаимодействия с властью на региональном уровне, В.И. Астанин напомнил коллегам о том поручении губернатора, с которого мы начали эту тему.

– В марте А.В. Гусев в режиме видеоконференции по вопросу строительства попросил Союз провести мониторинг административных процедур, которые удлиняют сроки выдачи разрешительной документации, – сделал экскурс в недалекое прошлое В.И. Астанин. В считанные дни мы собрали рабочую группу, затем в течение месяца добросовестно отработали по всем параметрам. Создали перечень наиболее продолжительных процедур, систематизировали его, обсудили с департаментом архитектуры и градостроительства. В итоге анализ, превращенный в документ, был направлен главе региона.

Губернатор наложил резолюцию – «Для дальнейшей работы». Три месяца Союз тщетно ждал хоть какой-то реакции от исполнителей резолюции, после чего 9 июня направил предложения повторно. Увы – результат не появился и после этого, хотя нам известно, что документ проследовал по всем ступеням исполнительной власти, – констатировал факт руководитель Союза.

Итак, что мы имеем? С момента, когда Союз строителей выполнил поручение губернатора, прошло девять месяцев.
И было бы верхом наивности считать, что после резолюции «для дальнейшей работы» «работа» продолжается до сих пор. Ведь по утверждению строителей, за все это время ни по одной из процедур положение дел не улучшилось. А значит, нет смысла готовить новое заключение.

«Предлагаю направить письмо в адрес губернатора еще раз, – обратился к коллегам председатель Союза. – Прошел без малого год, а барьеры, о которых шла речь весной, никуда не делись. Оставлять ситуацию на самотек считаю неправильным».

Совет поддержал предложение председателя.

А что же – КРТ?  Есть желающие?

Несмотря на то, что строители зажаты со всех сторон не самыми лучшими обстоятельствами, они осведомлены о том, что в числе основных задач, которые ставит перед отраслью федеральное правительство, находится комплексное развитие территорий.

Как любое новое направление, оно требует прежде всего подготовки нормативной документации, руководствуясь которой застройщики смогут осуществлять такую работу.


В связи с этим департаментом архитектуры и градостроительства Воронежской области совместно с коллегами был подготовлен необходимый блок нормативно-правовых актов. На данный момент нет возможности применить их на практике, поскольку и практики КРТ в регионе еще нет. Но быть готовыми к началу нового этапа, предварительно ознакомившись с основными положениями документов, следует.

О том, как обстоят дела в этом направлении, рассказала исполнительный директор Союза строителей Т.Б. Нелюбова.

Она сообщила, что обязательные нормативные акты по КРТ на региональном уровне приняты, но, как уже говорилось, оценить их содержание без практики не представляется возможным.

– Пока что мы видим затишье в этом вопросе, и неизвестно, кто будет первопроходцем в комплексном развитии территорий, – заметила Татьяна Борисовна. –  Но едва процесс начнется, тут же понадобятся и нормативные акты. Хочу сразу обратить внимание на то, что в подготовленных нами документах учтены не все предложения членов Союза строителей. Но не потому, что органы исполнительной власти выдвинули свои аргументы. Есть нормы федерального жилищного законодательства, которые в настоящий момент не могут быть вменены нижестоящими нормативными актами. И поэтому работу в данном направлении нужно, на наш взгляд, вести синхронно – начинать реализацию механизма комплексного развития территории по осваиваемой площадке и параллельно выступать с законотворческой инициативой по внесению изменений в федеральные нормативные акты, – сказала она.

Свое видение темы озвучила и руководитель отдела территориального планирования регионального департамента архитектуры и градостроительства С.М. Беляева.

Она сообщила, что в ходе работы приняты не только обязательные акты, но и два из тринадцати возможных актов, которые позволило принять федеральное законодательство. 

Светлана Михайловна отметила и необходимость участия в этом процессе власти города, на территории которого, собственно, и будут реализовываться пилотные проекты КРТ. Но самое главное – она призвала застройщиков уже сейчас вникать в разработанные документы и высказывать свои замечания, если таковые появятся.


– Мы, конечно, понимаем, что эта нормативная база может быть далека от идеала. Поэтому я призываю практиков строительного дела ознакомиться с ней подробно. Мы готовы рассмотреть все предложения по тем нормативным актам, которые сейчас еще не приняты, но возможно, понадобятся совсем скоро. И лучше подумать об этом сейчас, нежели потом, когда окажется, что на принятие того или иного акта отведено два рабочих дня.

Мы готовы вернуться к прежнему формату работы и продолжить шлифовать документ, если в этом есть необходимость, – сказала она.

Поддержав эту идею, В.И. Астанин предложил дополнить рабочую группу застройщиками.

– В подготовке таких документов важно участие как юристов, так и застройщиков, – подчеркнул Владимир Иванович. – Пройдет несколько месяцев, и рабочей группе надо будет опираться на практику реализации проектов. И может даже получиться так, что члены группы со стороны застройщиков как раз и окажутся первопроходцами в КРТ.

И, конечно, нужны меры господдержки

– Хотелось бы отметить, что КРТ — это не только нормативная документация, – заметил в свою очередь начальник отдела правовой и организационной работы ДСП ВО И.А. Климов. – Комплексное развитие территорий невозможно без применения мер государственной поддержки. Такова сегодня позиция Минстроя, да и наша тоже. Свою роль здесь играет инфраструктурное меню, предложенное министерством, и к использованию которого мы также подошли. В него входят: инфраструктурные бюджетные кредиты, новые инвестиционные проекты, кредиты под инфраструктурные облигации через институт ДОМ.РФ и новый механизм – привлечение средств фонда национального благосостояния на строительство сетей. Все они должны быть завязаны на КРТ.

Важно то, что сегодня у нас есть поручение губернатора разработать методику принятия решений о поддержке механизмов со стороны регионального бюджета по развитию жилищного строительства. Такую методику мы создали и намерены применять ее в первую очередь к проектам КРТ. По крайней мере, будем пытаться реализовать предложенную господдержку. А пока готовы рассмотреть пилотные проекты, – сообщил И.А. Климов.

– В таком случае необходимо создавать комплексную рабочую группу, – добавил председатель Союза строителей, – которая не только разрабатывала бы нормативную документацию, но и рассматривала озвученные департаментом вопросы.

– И чаще напоминать о том, что вся эта многоплановая работа выполняется в рамках национальных проектов, – добавил член совета М.А. Карпович. – Регулярно бывая в российских регионах, я имею возможность сравнивать их с нами, и, к сожалению, это сравнение – не всегда в нашу пользу. Во многих из них львиная доля подобной работы проходит с мощной поддержкой, которая обозначается известным термином – политическая воля. Самое главное, что активное привлечение бюджетных средств в рамках федеральных проектов, таких, к примеру, как «БКД» и «Формирование комфортной городской среды», позволяет не только создать качественную транспортную инфраструктуру, но и значительно повысить потребительские свойства строящегося жилья, а, следовательно, улучшить инвесторам экономику их проектов.

Поэтому, на мой взгляд, все, что мы сегодня обсуждали, получит совсем иное развитие в рамках реализации национальных проектов, – сказал он. 


Итак, заседание совета закончилось тремя итоговыми решениями:

1. Организовать круглый стол с участием застройщиков и представителей правоохранительных органов.

2. Направить повторно губернатору Воронежской области А.В. Гусеву письмо о необходимости вернуться к вопросу сокращения времени административных процедур в рамках рабочей группы, в которую войдут представители правительства области, горадминистрации, а также руководители ведущих строительных организаций.

3. Союзу строителей подготовить письмо в правительство области о возобновлении работы группы по КРТ, созданной приказом ДАиГ совместно с департаментом строительной политики области.

 

P.S. 14 декабря в Союзе строителей прошла первая из запланированных советом встреч – свое согласие на диалог с застройщиками выразил руководитель управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области Н.А. Гарашкин. Дискуссия по проблемам взаимоотношения сторон получилась острой и полезной для сторон. Материал о ее результатах появится в ближайшее время.

© 2007 - 2021 Союз строителей Воронежской области, 394036 г. Воронеж, ул. Кольцовская, 24к
При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна.